Сразу три праздника отметила на прошлой неделе педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, наставник Центра творческого развития Тамара Викторовна Чернова. Она родилась 5 октября, в День учителя, и в Год педагога и наставника и Команды знаний 47 отпраздновала свой юбилей. А 8 октября был ее профессиональный праздник – День педагога дополнительного образования.
Стаж педагогической работы Тамары Викторовны – 45 лет. Она переехала в Кингисепп в 1978 году, поступила на работу в школу № 3 учителем химии, а спустя два года перешла в Дом пионеров и школьников на должность методиста по пионерской работе. В 1986 году работала методистом по природоохранной работе на Кингисеппской станции юных натуралистов.
В настоящее время Т.В. Чернова работает методистом и руководит детским творческим объединением «Экология», сотрудничает с преподавателями Санкт-Петербургских вузов, осваивает новые методы исследований окружающей среды. Тамара Викторовна проводила экологическое исследование пляжей Усть-Лужского порта, участвовала в XIX Международном форуме «День Балтийского моря», представляя тезисы «Результаты мониторинговых наблюдений учащихся за состоянием растительных экосистем Кургальского заказника».
Призовые места, которые занимают учащиеся Тамары Викторовны на областных, всероссийских и международных мероприятиях, позволяют судить о высоком и качественном уровне ее работы как педагога дополнительного образования.
С 2015 по 2021 год восемь учащихся Тамары Викторовны заняли призовые места на всероссийских мероприятиях и получили премии в рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка» приоритетного национального проекта «Образование», учрежденного Указом Президента РФ для поддержки талантливой молодежи.
Ежегодно воспитанники Тамары Викторовны становились призерами Международного и межрегионального Биос-Форума и Биос-Олимпиады с публикациями тезисов работ.
За плодотворный творческий труд Т.В. Чернова неоднократно отмечалась наградами районного, областного и министерского уровня. Имеет нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации», медаль Всероссийского выставочного центра, многочисленные грамоты Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки РФ, грамоты и благодарности администрации Кингисеппского муниципального района.
«Тамара Викторовна – грамотный и заинтересованный методист, – говорит директор Центра творческого развития Ольга Дмитриевна Максимова. – К ней всегда можно обратиться за консультацией как к специалисту по дополнительным образовательным программам. Благодаря опыту и большому стажу работы ее можно смело назвать и педагогом-новатором, и педагогом-наставником».
«Тамара Викторовна – педагог с огромным запасом знаний и высочайшим уровнем профессионализма, – продолжает коллега Т.В. Черновой, педагог дополнительного образования Ирина Михайловна Григорьева. – Наше знакомство началось задолго до совместной профессиональной деятельности, в летнем лагере при юннатской станции. Среди педагогов, которые организовывали наш досуг, была и Тамара Викторовна, сумевшая увлечь нас настолько, что мы захотели продолжить занятия.
Тамара Викторовна учила нас биологии, готовила к олимпиадам (весьма успешно, надо сказать). Мы даже занимались флористикой – делали картины из засушенных растений и букеты из сухоцветов. Будучи по специальности еще и учителем химии, она показывала разные химические фокусы (нам это казалось какой-то магией). А потом, в 90-е годы, началась экология. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что именно с работы Тамары Викторовны стартовало экологическое образование школьников в нашем районе. С самого начала она высоко подняла планку – олимпиадные команды стабильно демонстрировали высокие результаты, а исследовательские работы всегда высоко оценивались на конкурсах разного уровня. Этот уровень она удерживает до сих пор.
Тамара Викторовна легка на подъем, способна увлечь идеей и детей, и взрослых. Ведь работая бок о бок с поколением классических учителей, педагогов, мы продолжаем учиться у них, несмотря на то, что уже вышли из школьного возраста, совершенствуя свое профессиональное мастерство».
Мы попросили Тамару Викторовну рассказать о том, какие изменения или новшества замечает она в своем деле на протяжении последних нескольких лет работы.
«Природоохранная работа в Кингисеппском районе практически не изменилась со времен пионерии, – считает педагог. – Тогда мы тоже высаживали деревья, собирали макулатуру и металлолом.
А теперь у нас есть смотр, который мы назвали «Руку дружбы – природе». Школы проводят работу и в летнее время, и в осенние месяцы (уборка территорий, субботники, посадки, экопропаганда). Несколько лет проводится весенняя акция «Дни защиты от экологической опасности».
Хочу отметить Ивангородскую школу № 1 им. Н.П. Наумова, которая ведет экологическую работу на высоком уровне. Также отмечу и высокую результативность воспитанников Центра творческого развития по естественно-научному отделу.
Раньше при каждой школе были учебно-опытные участки, но они мало где сохранились. Наш учебно-опытный участок сохранился и хорошо осваивается благодаря ученическим бригадам. Естественно-научный отдел ЦТР реализовывал там грантовый проект «Ботаническая Академия: Дикоросы в природе и в огороде».
Очень интересная акция «Наблюдатели рек» по исследованию качества вод – ведь все наши населенные пункты, кроме Ополья, стоят у водоемов. По видовому составу организмов, обитающих в воде, можно судить о ее качестве».
На вопрос о том, что или кто вспоминается ей в первую очередь в связи с работой, Тамара Викторовна ответила:
«Из учеников вспоминается Александра Манякина, ведшая многолетнюю и все усложнявшуюся работу по исследованию вод реки Луги. Она была победительницей всероссийского конкурса и получила первую премию.
А если говорить об эпизодах, то Новый год ассоциируется у меня с елками, к которым мы присоединялись в нашем Доме пионеров».
Мы поинтересовались, что бы Тамара Викторовна хотела сказать молодым педагогам дополнительного образования и современным детям:
«Педагогам я бы сказала, что нужно любить и стараться охранять окружающую природу. Внушать это детям, начиная с того, чтобы они даже фантика не бросали и убирали за собой. Проводить экологические мероприятия, привлекающие обучающихся в Центр творческого развития. И заниматься с ними научной работой по вкусу.
А ребятам я пожелала бы быть поактивнее и стараться развивать в себе навыки поведения на водных, лесных, полевых объектах. Призывать родителей почаще выбираться на природу. Ходить за грибами и ягодами в лес. Если ты не попадешь в лес, ты его не поймешь. А это – красота родного края».
Поздравляем Тамару Викторовну и желаем ей здоровья и долголетия!
А. Ульянова