«Редактор-плюс» – юридическое название предприятия, более четверти века известного читателю как газета «Восточный берег». Ее основателем, владельцем и бессменным редактором был профессиональный журналист Сергей Кудрявцев, увы, неожиданно ушедший из жизни два года назад. Нас связывали давние доверительные и деловые отношения в журналистике. Я хотел бы поделиться тем, как видел это, работая с ним долгие годы.
«За коммунизм»
Редактор – не только судьба Сергея Кудрявцева, это его призвание. Призвание, доставшееся в журналистике Сергею Игоревичу от отца – по наследству. Формат статьи не позволяет уместить долгие годы профессионального знакомства в скупые строки, потому постараюсь изложить свое впечатление о стиле его работы хотя бы частично.
Мы были знакомы с Сергеем Кудрявцевым с 1987 года, были ровесниками и называли всегда друг друга по имени. Он работал в районной газете «За коммунизм» (ныне это газета «Время») фоторепортером и писал, как журналист. Тогда редактором газеты был И. С. Тимофеев. После службы в армии за годы работы в издании Сергей до тонкости освоил не только газетную «кухню», но и составил представление, как должна была бы, по его мнению, выглядеть районная региональная газета.
В то время уже широко шагала «перестройка» – и не только политической системы страны, ее жизненного уклада, но и сознания людей. Это касалось и журналистики, причем чуть ли не в первую очередь. В газете сложилась группа единомышленников, среди которых был и Сергей. Они видели газету по-новому, но с крепкими отечественными традициями. Тогда появилось широкое поле деятельности для предприимчивых людей, и Сергей с двумя журналистами – Дмитрием Ларьковичем и Юрием Польским ступили на стезю кооперативного движения, достаточно тесным образом связанного с издательским делом.
«Зеркало»
Казалось, вот она – жила достатка при умелой постановке дела на гребне перестроечной волны. Сергей, тем не менее, продолжал жить мечтой – создать свою газету. Это была не только мечта, но и стойкое намерение, которое родилось у него еще во времена работы в издании «За коммунизм». И как только появилась возможность, он сделал это – стал редактором первой в Кингисеппском районе информационно-общественной газеты, которая начала выходить в 1990 году под названием «Зеркало».
Название, по замыслу, должно было отражать нашу текущую жизнь. В эту газету я был приглашен корреспондентом, выпускающим редактором стал профессиональный журналист из прежнего круга «За коммунизм» Владимир Бурдин, сотрудником газеты была и Алена Григоренко (она до сих пор трудится в «Восточном береге»).
Газета выходила на высокой печати в местной типографии, затем появилось ее приложение «Шесть соток» (тема была тогда весьма популярна у населения), издание было переведено на офсет с добавлением цвета и печаталось в нарвской типографии (Россию и Эстонию уже разделяла государственная граница). Направление «Зеркала» определял редактор – Сергей Кудрявцев. Газета просуществовала два года – за это время вырабатывалась схема будущей газеты, которой стал «Восточный берег».
К слову, мне довелось стать свидетелем появления бренда «Восточный берег». Это произошло за полгода до появления самой газеты – в августе 1993 года. У Сергея имелось неодолимое желание осуществить свое видение районного издания и выпускать многостраничный информационный еженедельник-таблоид формата А3 на офсетной печати. Он должен был стать следующим этапом.
Мы собрались вчетвером на шестом этаже многоэтажки на Крикковском шоссе, в арендованном помещении: Сергей Кудрявцев, талантливый молодой фотограф Дмитрий Багин, я и Бурдин, приглашенные как бывшие сотрудники «Зеркала». Обсуждали будущую газету, формат которой изложил Сергей, и даже наполнение первого номера. С чего начинать? Конечно, с названия. Предлагались варианты, в разговоре прозвучало слово «берег».
«Хорошее название, но нужна географическая привязка, конкретика, берегов у нас много, – заметил Сергей. – Скажем так – «Восточный берег», в том смысле, что нас с соседней Эстонией разделяет Нарова, а наш район расположен на ее восточном берегу».
Название было оставлено как рабочее, и то, что оно потом стало брендом, – основная заслуга Сергея, хотя он, наверное, сказал бы иначе – коллектива. Он не только целостно видел будущую газету в проекте, но и ведал пути-дороги, которые вели к осуществлению замысла и, что важно, знал, как это сделать. Правда, наши берега шли параллельно: мы с Бурдиным работали в газете «Время», однако прежние связи и доверительность остались. Помню, Сергей сказал тогда твердо: «Газета все равно будет».
«Восточный берег»
Так и произошло: первый номер «Восточного берега» вышел в январе 1994 года. Началось становление газеты, и ее появлению почти сразу сопутствовал весомый успех. Потому что ее создателем был заложен прочный фундамент этого успеха, капитаном был выбран верный маршрут, стратегия и тактика развития в море читательских предпочтений. Как это происходило, Сергей мне рассказывал, но об этом лучше знают непосредственные участники становления «ВБ».
Сергей начал с важнейшей части любого издания – формирования коллектива единомышленников, сумев правильно выстроить отношения, расставить приоритеты и стимулировать коллег, зарядить их интересом к работе.
Я хотел бы назвать имена тех сотрудников «Восточного берега», с кем мне довелось сотрудничать в разное время. И начать с тех, кто стоял у истоков создания газеты. Это, прежде всего, правая рука Сергея – ответственный секретарь Альбина Роман, она тоже занимала ответственную должность в газете «За коммунизм», после ее преждевременной кончины ответственным секретарем стал Юрий Польский. Это журналист и историк Вадим Аристов – его участие в газете предполагалось с самого начала, еще тогда, летом 1993 года. Это корреспондент Ирина Князева, она единственная из журналистов, кто остался до сих пор в действии с основания издания; на верстке технический редактор «ВБ» Андрей Князев, создавший ее внешний облик и выдержавший этот галопирующий ритм; также художник – Владимир Мельников. Это и бессменный главный бухгалтер газеты Татьяна Селищева и водитель – Василий Селищев. Уже упоминался первый фотограф газеты Дмитрий Багин, потом его сменил Дмитрий Ларин, далее брат Дмитрия – Евгений Багин, который до сих пор плотно «в обойме» газеты. Это сотрудник рекламного отдела Наталья Скворцова, корректор Алена Григоренко. Позже, в мою штатную бытность, я застал журналистов Ольгу Дятко, Дмитрия Трофимова (мы были хорошо знакомы еще по газете «Время»), Кристину Царькову, Анну Ульянову, Евгения Иванова. Также хотел бы отметить ряд других сотрудников: Надежду Милаванову, Екатерину Ларину, Елену Зайцеву, Анастасию Кормильцеву, Дмитрия Горбунова, Анастасию Кудрявцеву, Наталью Кудрявцеву. И, разумеется, нынешнего главного редактора «ВБ» Светлану Кудрявцеву.
Сергей обладал даром убеждения в правильности выбранного азимута, поскольку досконально представлял себе все составляющие этого маршрута, умел доступно донести свои идеи до собеседников разного уровня. Он обладал не только большим опытом, но и знаниями, а также редкой интуицией, газетным чутьем, пониманием – что сейчас больше волнует людей, под каким «соусом» подать новость, как выстраивать отношения с властными и деловыми кругами. Его уверенностью заряжались окружающие. Им было решено, что газета должна быть событийная, построенная непременно на местных новостях, ибо внешние события, считал редактор, и так достаточно освещаются и в центральной печати, и на ТВ. К дайджестам относился скептически. Акцент делал на штатных журналистах, и абсолютно каждую авторскую статью, размещаемую на полосах, редактировал сам.
Оплата труда творческой части сотрудников была построена не как обычно – на окладах, а на гонорарной системе: много написал и то, что требуется – много получил, мало написал – мало получил, ничего не написал – ничего не получил, кроме осторожных намеков – а зачем ты тогда в газете? Ведь сама по себе газета не наполняется, это непрерывный процесс: номер завершился – тут же начинается подготовка следующего. Но надо отметить, при этом за всю историю газеты редактор не уволил ни одного сотрудника (был, правда, единственный случай, но человек тогда сам к тому пришел). Новаторский подход для того времени был применен и к режиму рабочего времени для журналистов – можно было работать удаленно.
Профессиональные требования к своим сотрудникам Сергей предъявлял высокие, брал в штат только с убеждением, что человек подходит. Войти в штат «Восточного берега» было трудно – и это было правильно. Если сотрудники и уходили, то по личным обстоятельствам. Коллектив в газете всегда был стабильным, а это залог успеха любого издания. Что немаловажно, редактор в первую очередь проявлял заботу о сотрудниках, сам в случае временных сложностей мог остаться без денег, но не оставлял нас без зарплаты. Всегда мог войти в положение человека, по возможности старался помочь и в свою очередь был благодарен тем, кто помогал ему.
Многополярный мир
В любом деле успех во многом зависит от руководителя, а успех «Восточному берегу» сопутствовал. Это было обусловлено грамотным подходом главного редактора к журналистике: в материалах главенствовал принцип незыблемости отражения точки зрения двух или более сторон в статье, даже если респонденты – на разных берегах. Тогда, подчеркивал он, все претензии сведутся к минимуму, даже если взгляды сторон противоположны, только острые углы необходимо сглаживать, ибо неосторожное слово или непроверенный факт, перепутанная фамилия могут испортить даже хорошую статью, подобно капле дегтя в бочке меда. В корреспондентской висела напоминалка: «Проверь даты и имена». Это как техника безопасности на производстве. Газета – не интернет, где грубость или неточность можно убрать. На бумаге так: что написано пером, не вырубишь топором.
Сергей не жаловал «желтую» прессу, был сторонником взвешенной, серьезной журналистики, почти всегда умел избегать конфликтных ситуаций. Но если такие все же случались, не давал в обиду своих журналистов и часть проблем брал на себя, говоря: «Я тоже виноват, пропустил как редактор».
Требования к журналистам были всегда высоки, и главный редактор настаивал на срочности реакции на новости, в крайнем случае, в газете должен быть хотя бы анонс с фото, чтобы избавиться от рубрики «Эхо события» – это все равно, что опоздать на поезд. Такой подход тоже работал на положительный имидж газеты.
Дело жизни
Вновь в свою газету Сергей пригласил меня в марте 2006 года, я тогда уже работал в петербургском издании, но больше, как дизайнер газет и журналов. На этот раз мы работали вместе постоянно, я – уже только как журналист. За всю свою 16-летнюю журналистскую практику в «Восточном береге» я лишь один раз видел, что редактор на человека повысил голос. Если случалась осечка (все мы люди), спокойным голосом, доносил до сотрудника его промах, притом так, что человек иной раз думал – «лучше бы ты кричал».
Главный редактор особенно дорожил репутацией газеты, которая нарабатывается годами, а убывает быстро. Ни на день, ни на час, Сергей не оставлял «Восточный берег» без внимания, даже когда, может быть, и следовало это сделать, почти не оставлял себе выходных много лет. Часто работал по ночам, на вопрос, когда же спать, отшучивался: «А ночью меня никто не отвлекает». Много лет он не брал отпуск, старался постоянно держать штурвал в своих руках, опасаясь, что его «корабль» может уклониться от курса, возможно, считая: если что-то хочешь сделать хорошо – сделай это сам.
Он старался быть в курсе всего, что происходит в районе, в городе, часто на своем авто нарезал круги по городу и району, дабы своими глазами видеть, что происходит, всегда был на связи сам и просил так поступать штат – особенность профессии. Сергей все время держал руку на пульсе, всюду был с газетой, даже когда его не было в городе, поскольку «Восточный берег» стал делом его жизни, причем делом успешным, с полной ответственностью за судьбу издания и сотрудников.
Сам он писал уже немного – только редакторские статьи на злобу дня, но так же всегда по делу – яркие, насыщенные, что называется, не в бровь, а в глаз. Но сколько переживаний селилось в его душе – одному Богу известно, поскольку он виду никому не показывал, хотя проблем, понятно, хватало.
Разумеется, все это отразилось на его здоровье… Сергей жалел людей, но не жалел себя, что, видимо, и стало причиной его преждевременного ухода. Однако дело его жизни, давно ставшее брендом, продолжается, как продолжает свою трудовую творческую деятельность и коллектив, который он вокруг себя организовал. Остались традиции, живет и память о Редакторе, рядом с которым можно поставить большой Плюс.
Д. Власов