Валентина-искусница: ткацкое мастерство сотрудницы «Фосфорита»

2128-037

Валентина Михайловна Арминен дважды побеждала в конкурсе профмастерства «Лучший по профессии», ежегодно проводимом компанией ООО «ПГ «Фосфорит», по специальности «оператор дистанционного пульта управления». Помимо работы она увлекается необычным и сложным творчеством – ручным ткачеством. В доме семьи Арминен мы увидели настоящее чудо – деревянный ткацкий станок, рассказ о котором увлеченно вела сама хозяйка. 

– Валентина Михайловна, как возникло Ваше увлечение?

– Увлечение, можно сказать, передалось мне от бабушки, жившей в Екатеринбурге и занимавшейся домашним ткачеством. И, хотя бабушку мне довелось видеть всего несколько раз в жизни, так как я в родне самая младшая, ее половики мы храним и используем даже здесь.

– Вот эти, которые я вижу сейчас? Они в отличном состоянии! И сколько же им лет?

– Более сорока, это точно. Какие-то части я меняла, обрезала, подвязывала. По краю используется определенная техника подшива: берется плотная джутовая веревка и начинается работа именно с нее, потом эта часть подшивается. Хотя, видите, раньше для скорости подшивали тряпочками.

– Семейная традиция – это же здорово!

– Предки наши были талантливее нас… Могу вам показать раритет – портрет Ленина, который вышивала еще моя мама в молодости. Но в нашей семье все женщины – рукодельницы, нет таких, которые ничем не занимались бы. Моя сестра в застойные времена обшивала нас обеих и теперь очень красивые восточные костюмы шьет. Дочь делает пряники и великолепно вяжет крючком. Я немного вяжу крючком, но лучше – спицами, а еще делаю картины из бисера.

– Станок Вам перешел от бабушки?

– Нет. В бабушкином окружении станка ткацкого в каждом хозяйстве не было, громоздкую конструкцию передавали из дома в дом. Первый станок я получила от своей пожилой соседки – тети Нади Алексеевой. Я вспомнила, что она ткала, расспросила ее внучку, и они отдали мне его. Он был послевоенный. Некоторые детали пришлось восстанавливать и дополнять – и нам это удалось.

– Вам кто-то помогал?

– Самое замечательное, что у нас люди не отказывают никогда! Приезжают, помогают, делятся секретами мастерства. Мне помогали муж и сестра. А также знатная рукодельница из Ивангорода – Нина Павловна Терентьева, руководитель клуба прикладного творчества. Она ко мне приехала, помогла правильно собрать станок и сказала, где и что надо дополнить.

Как раз в тот момент в Кингисеппе проходили «Ганзейские дни», приезжали девушки из Лодейного Поля, которые и ткали, и показывали, как работает станок. Они мне дали координаты мастерицы из Санкт-Петербурга, которая привезла мне бердо из Финляндии.

– Что такое «бердо»?

– Специальная планка с ячейками, похожая на гребень. Восстановленный станок я отдала в школьный музей. На нем хорошо работать, он имеет душу. Но полотно на нем получается не такое, как бы я хотела, слишком рыхлое, потому что у тети Нади бердо было слишком широкое.

– Вы сами делаете только половики?

– Я делаю половики и полотенца. Половики тку, например, из старой джинсовой ткани, нарезанной по косой, чтобы не бахромилась, а в процессе работы она подкручивается, чтобы избежать рыхлости изделия.

И для бани делаю половики из хлопчатобумажной ткани с липовым лыком. Делаются они только из новой ткани, так как не стираются. Стелятся на полок либо под ноги, имеют приятный запах липы. А укороченный вариант вешают на дверь, чтобы пар не уходил. Лыковые коврики – самые оригинальные, например, для подарка.

– А как выткать такие яркие рисунки на полотенце? Это особая техника?

– Полотенца я попробовала в браном ткачестве сделать. Браное ткачество – это только на верхнем цепу, на верхних ниточках. В основном – с рисунками. Они получаются разноцветные и красивые, как старинная вышивка – украшения рубах, подолов. Учусь для себя, приобретаю различные обучающие курсы в интернете. Недавно прошла курс и начала делать шерстяные коврики.

– С шерстью работать сложнее?

– Шерстяные изделия я только начала делать. Технику мне показала единомышленница. В один зев одновременно ткется и узорный ряд, и фоновый. Техника сложная, требует внимания, но эффектно смотрится, аккуратно даже с обратной стороны. Сейчас появляются схемы в интернете, но в 2016 году, когда я начинала, ничего было не найти.

– У Вас есть опыт участия в выставках мастеров-любителей?

– Пару лет назад была у нас выставка в Доме культуры, я представляла там два половика: джинсовый и лыковый. Было интересно пообщаться с людьми, занимающимися творчеством. Там, например, была семья, которой бересту поставляют с Урала, так как местная, растущая на болоте, – более тонкая и не подходит для некоторых изделий.

– Ваш нынешний станок более современный? Трудно его заправлять?

– Не самый современный. Он сделан в Финляндии. Одна заправка станка занимает неделю. Обычный «бабушкин» старый станок требует накрутки ниток на навой. На моем станке навой секционный, то есть, я ушла от того, чтобы накручивать нитки сразу сюда. На нем есть счетчик, показывающий метраж намотанных ниток. В одной секции – 14 катушек, самих секций используется 27, можно расширить до 29. Накручивается по 20 метров на каждую секцию. Это дает возможность накрутить много ниток сразу. Старший внук помогает крутить. К слову, раньше ткачество было исключительно мужским делом, это тяжелая работа.

– Вы сказали, что муж помогает. В чем именно?

– Муж помогает мне во всех начинаниях. Когда у меня был еще первый «бабушкин» станок, он сделал для меня сновалку. Это большая рама со штырями, вокруг которых приходится побегать. Перед тем, как намотать нитки, требуется их отсновать. Когда нитки снимаются, получается коса, которая проходит через бердо и с натяжением наматывается на вал. Чтобы это сделать, нужен второй человек, одному не справиться. Остатки обрезаются. Намотанные нитки вправляются в ремизки, в каждую прорезь отдельно. Для удобства муж сделал мне крючочки.

– Сколько времени уходит на одно изделие?

– После заправки все проверяется, чтобы станок был в рабочем состоянии. Челноки все разные. Есть большие, есть плоские, есть «самолетик» для небольших изделий – шарфов и полотенец. Он быстро летает. На полотенце уходит до трех недель, но все зависит от моего свободного времени. Половик идет быстрее. Чтобы работать на ткацком станке, нужно спокойствие и терпение.

– Какие у Вас планы на будущее в этом непростом и увлекательном ремесле?

– Учиться, осваивать новые техники ткачества, новые хобби. Со временем думаю перейти на станок, позволяющий увеличить ширину изделия до одного метра, но пока не замахиваюсь.

А. Ульянова

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях