Когда-то поселок Ивановское Кингисеппского района славился самой большой из малых областных ГЭС. Высота плотины – 14 метров. Но сейчас состояние плотины вызывает у местных жителей опасения – сооружение давно не ремонтировалось, и если бетонные блоки еще держатся, то щебеночная подсыпка размывается дождями и талыми водами. Дорога, проложенная по верху плотины, опасна для движения автомашин – вся в выбоинах и промоинах. Когда здесь был асфальт, никто уже и не помнит.
История Ивановской плотины началась более 120 лет назад
Ее построили в 1906 году на реке Хревица для бумагоделательной мануфактуры. В годы Великой Отечественной войны гидротехническое сооружение сильно пострадало от бомбежек. После восстановления, до конца 60-х ГЭС снабжала электричеством несколько поселков. В период своего расцвета станция давала 500 Квт. Затем оказалась бесхозной. И лишь недавно на плотине появилась табличка «Собственность Ленинградской области». Плотина действующая, ею пользуется рыборазводный завод, расположенный в устье Хревицы. Когда-то она считалась местной достопримечательностью, а сейчас вызывает у жителей тревогу. Они считают, что сооружение небезопасно.
Через плотину проходит единственная автомобильная дорога общего пользования
К нам в редакцию от лица жителей деревни Сягло обратилась Л. А. Замаренова, рассказав о том, как на протяжении многих последних лет они бьют тревогу по поводу состояния Ивановской плотины и дороги, проходящей через нее:
– Через плотину проходит единственная автомобильная дорога общего пользования местного значения, которая является подъездной дорогой к трем тупиковым населенным пунктам – деревням Сягло, Юрки и Забелье, и двум садоводствам. Когда-то на мосту лежал асфальт, но по дороге ездили лесовозы, ее разбили, и теперь находится в плачевном состоянии. Это единственная дорога, по которой может приехать скорая помощь! К нам отказывается ездить школьный автобус, чтобы забирать наших детей, потому что ему там не проехать. Детей в школу и садик приходится перевозить на машине через мост до автобусной остановки, нам, например, от Сягло ехать или идти почти три километра. Но мы не всегда их можем отвезти или встретить, и тогда дети идут пешком по темноте.
В Кингисеппской администрации этот вопрос взяли на контроль
14 октября Любовь Алексеевна обратилась на «горячую» телефонную линию к главе администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ю. И. Запалатскому с вопросом ненадлежащего состояния автомобильной дороги, проходящей по плотине на реке Хревица, а также ненадлежащего состояния автомобильной дороги от пос. Ивановское до деревни Сягло.
Учитывая, что автомобильная дорога от поселка Ивановское до деревни Сягло является собственностью МО «Пустомержское сельское поселение», а дорога, проходящая по плотине, является собственностью ЛО ГКУ «Региональное Агентство природопользования и охраны окружающей среды» обращение Л. А. Замареновой было направлено для рассмотрения, принятия действенных мер и ответа главе Пустомерсжкого поселения и в Агентство природопользования соответственно.
– Также я лично обращалась к главе администрации Пустомержского поселения Д. А. Бобрецову, к заместителю главы администрации по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и экологии МО «Кингисеппский муниципальный район» Е. П. Смирнову, – продолжила Любовь Алексеевна, – они приняли к сведению, обещали разобраться. Евгений Павлович меня успокоил, чтобы я не переживала, что администрация уже начала разбираться с этим вопросом, и они обратились в Агентство природопользования. Он пообещал посодействовать в данном вопросе и контролировать ситуацию.
«В 2016 году мы уже били тревогу!»
– Тогда дорогу через плотину подлатали. Но теперь она вновь вся в рытвинах и ямах. Мы постоянно пишем, обращаемся во все инстанции. Д. А. Бобрецов написал запрос в ЛО ГКУ «Региональное Агентство природопользования и охраны окружающей среды». Приезжала комиссия, осмотрели, сказали, что дорожное полотно отремонтировать не смогут, нужно провести экспертизу плотины. Они постоянно кормят всякими обещаниями. Мы боимся, что, как и в прошлый раз они посовещаются, поговорят и все останется как есть, все опять сойдет на нет… А нам нужно жить! – сказала Любовь Алексеевна.
Что касается дорожного покрытия на плотине, то сначала нужно решить вопрос с самой плотиной. Выдержит ли она асфальт
Мы обратились за комментариями к главе администрации МО «Пустомержское сельское поселение» Д. А. Бобрецову. Вот, что он ответил:
– Эта плотина – собственность правительства Ленинградской области и находится в оперативном пользовании ЛО ГКУ «Региональное Агентство природопользования и охраны окружающей среды», поэтому дорогу на самой плотине мы не можем сделать, так как это не наша собственность. В октябре мы обратились с этим вопросом в Агентство. Они планируют провести обследование, после которого будет принято какое-то решение. Директор Агентства природопользования И. Ю. Артемьева нам ответила: «В ближайшее время Агентство природопользования разместит в Единой информационной системе закупку на комплексное обследование технического состояния гидротехнического сооружения Ивановского гидроузла на реке Хревица в Кингисеппском районе. До получения заключения по результатам указанного обследования, в котором будут рассчитаны возможные нагрузки на тело дамбы и даны рекомендации, никаких ремонтных работ (в том числе и дорожного покрытия) не может быть выполнено. Кроме этого, в случае видимого ухудшения состояния дамбы, Агентство природопользования оставляет за собой право на перекрытие движения по дамбе».
Что касается автомобильной дороги от пос. Ивановское до деревни Сягло, то ее планируем отремонтировать в конце весны — начале лета 2020 года.
«Нам нужно, чтобы решили вопрос с капитальным ремонтом плотины, потому что, если не будет капитального ремонта, не будет дорожного покрытия»
Вот, что сообщила активистка д. Сягло Л. А. Замаренова о своем контакте с Агентством природопользования:
– Я созванивалась с заместителем директора Агентства М. Л. Кортиной. По словам Маргариты Львовны, в середине декабря они собираются начать проводить экспертизу технического состояния плотины, которая продлится до второго квартала следующего года. И только после экспертизы должно проясниться, что будет плотиной: в случае удовлетворительного состояния – асфальтное покрытие, в других случаях – закрытие автомобильного движения с проходом для пешеходов или даже полное закрытие на капремонт. В связи с отрезанностью населенных пунктов во втором и третьем случае нам будет необходим временный мост. Также Маргарита Львовна согласилась, что плотина действительно в плохом состоянии. Таких плотин в Ленобласти две – у нас и в Выборге, и там давно ее закрыли для машин и сделали пешеходную зону, а у нас еще летом ездили лесовозы. Но по моему мнению – денег не найдут и просто засыплют дорожное покрытие на плотине камнями, как в 2016 году. И, как всегда, будут надеяться, что за время их нахождения на постах обрушения не произойдет. А жителям нужно, чтобы плотину по-настоящему отремонтировали, потому что, если не будет капремонта, не будет не только дорожного покрытия, но и остается риск пусть локальной, но катастрофы. Мы будем звонить во все колокола, которые можно! – сказала Любовь Алексеевна.
Кингисеппская администрация в обязательном порядке будет следить за развитием ситуации и выполнением обязательств, данных Агентством
Мы связались с Кингисеппской администрацией. Вот, что нам ответили по данному вопросу:
– Что касается школьного автобуса, то он не ходит в деревни Сягло, Юрки и Забелье не из-за технического состояния плотины. Для того чтобы пустить туда школьный автобус, нужно разворотное кольцо. ГИБДД утверждает все автобусные маршруты и этот маршрут они не утвердили, потому что разворотного кольца там нет. Была договоренность с родителями, что они подвозят детей к тому месту, где автобус остановку делает.
Что касается самой Ивановской плотины – полномочия по объекту принадлежат тому юридическому лицу, кому он передан в оперативное управление, в данном случае это гидротехническое сооружение находится в оперативном управлении ЛО ГКУ «Региональное Агентство природопользования и охраны окружающей среды». И на их совести содержание объекта в надлежащем порядке. Но Кингисеппская администрация в обязательном порядке будет следить за развитием ситуации и выполнением обязательств, данных Агентством.
На этой неделе администрация вновь связалась с Агентством, и там заверили, что в конце декабря Агентство завершает прием заявок на проведение конкурса на комплексное обследование технического состояния гидротехнического сооружения. Конкурс будет проведен в начале следующего года и по его результатам будет проведено обследование технического состояния плотины. Кингисеппская администрация держит данный вопрос на контроле. Все решится после обследования плотины. Пока беспокоиться рано.
А мы будем следить за развитием ситуации.
К. Царькова