На региональном этапе всероссийского конкурса педагогического мастерства среди педагогов дополнительного образования «Сердце даю детям», прошедшем в середине апреля близ Санкт- Петербурга, Кингисепп представляла Ирина Дмитриевна Матюхина, руководитель одного из многочисленных творческих коллективов ЦЭВиОД, образцового хореографического ансамбля «Гардарика».
Вот что Ирина Дмитриевна рассказала об этом, нечасто происходящем в жизни педагога событии – участии в конкурсе:
«Мне предложили участвовать, и я согласилась, потому что работаю с детьми, постоянно вижу рост и развитие моих воспитанников, и считаю, что учитель и ученики должны расти вместе. Конкурс был сложным и состоял из нескольких этапов. Сначала – заочный этап: самопрезентация (нужно было снять видеоролик), затем сформулировать свое педагогическое решение в форме глобального вызова: мое видение того, чем я занимаюсь в учреждении, и как это соотносится с общемировыми тенденциями. Затем – сдача тестовой работы из десяти вопросов, на знание правовой и методологической базы деятельности педагога.
Одним из конкурсных испытаний было собеседование с представителем министерства
Всего от Ленинградской области в конкурсе участвовали 17 педагогов. Очный этап проходил два дня – 13 и 14 апреля, на базе Центра «Ладога» в поселке Разметелево, и включал в себя четыре испытания: в первый день – показ работы в форме мастер-классов; во второй – педагогическое многоборье. Также конкурсантам нужно было поучаствовать в разборе сложных ситуаций, и побеседовать с представителем Министерства просвещения РФ. Дни были насыщенными, загруженными, потому что приходилось думать одновременно в нескольких плоскостях и охватывать широкий круг вопросов одновременно, все это под пристальным вниманием жюри.
Многоборье для педагогов
Что такое педагогическое многоборье? Были представлены задачи, одна письменная, другая по телефрагменту. В заданиях были описаны нестандартные ситуации, возникающие в процессе педагогической работы, и нужно было, опираясь на свой опыт и знания, найти решение. Мне достался довольно распространенный случай – вопрос, связанный с дистанционным обучением (которое в период пандемии приобрело большее, чем раньше, распространение). Представьте себе ситуацию, когда ученики отказываются посещать очные занятия, предпочитая учиться дистанционно, так как им это теперь больше нравится. Нужно было придумать, как вернуть их в класс, заинтересовать живым общением. Второе задание заключалось в разборе сцены из кинофильма – новый учитель входит в класс, но дети не принимают его и не слушаются. Следовало подробно проанализировать эту неудобную ситуацию и найти лучшую возможность ее переменить.
Общаться было очень интересно и приятно
Еще один конкурс – навыки коллективной работы. Участники были поделены на группы методом жеребьевки, и впервые встретившиеся друг с другом люди, каждый со своим эмоциональным фоном, со своими особенностями характера, и даже работающие в разных сферах: хореографы, музыканты, художники, педагоги по работе с детьми с ОВЗ, должны были немного посотрудничать. Благодаря тому, что на конкурс собрались очень образованные, интеллигентные люди, общение с ними принесло только радость.
Я стала лауреатом третьей степени. Участие в конкурсе стало для меня действительно хороший опыт, ценным возможностью посмотреть на себя со стороны.
Хочется, чтобы дети знали и любили старинную культуру своего народа
Как звучал мой глобальный вызов? Одна из особенностей нынешнего времени, в том числе и среди молодежи, состоит в снижении значимости нравственно-патриотических идеалов. Коллектив «Гардарика» имеет народную направленность, в репертуаре есть танцы разных народов мира, но при этом основное воспитание детей идет через русский народный танец. Название нашего ансамбля – это старинное слово, означающее «земля городов». Так в период раннего Средневековья Русь называли иностранцы. Мы уделяем большое внимание тому, чтобы дети знали и любили культуру своего народа, уходящую корнями далеко в века, и среди обилия коллективов эстрадной, современной направленности, с которыми нам приходится конкурировать, мы несем эти задачи и справляемся – дети охотно поют народные песни, надевают для выхода на сцену русские народные костюмы».
А. Петров