Самый крупный в России

Всеволожский район ведет свою историю с 1936 года, когда, после многих переформирований из волостей и прочих предыдущих земельных делений времен Российской Империи и раннего Советского Союза, появилась новая административная территория. Ее центром стал поселок Всеволожский, позже получивший статус города. Последние десять лет данный район конкурирует по численности населения с Подмосковьем, постоянно побеждая по количеству жителей. Сейчас их здесь больше всего в России – более 570 тысяч.

Примечательно, что свое название район получил благодаря железной дороге. В 1891 году через современный Всеволожский район было начато строительство частной Ириновско-Шлиссельбургской узкоколейки, протянувшейся от Охты в Петербурге до станции Ириновка, а позднее и до Ладожского озера.

Первоначальная длина маршрута оставляла 36 километров. На трассе как раз появилась станция Всеволожская – по фамилии владельца земли, по которой частично и прошел путь. Павел Александрович Всеволожский был одним из акционеров этой железной дороги. Она по своему коммерческому замыслу должна была снабжать торфом электростанции Санкт-Петербурга из имения другого акционера и владельца местных территорий – барона Павла Леопольдовича Корфа.

В 1926 году данную железную дорогу местами спрямили, перешили на стандартную ширину колеи и сейчас она носит название Ириновского направления Октябрьской железной дороги. Именно эта магистраль сыграла огромное значение в снабжении блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны. По ней проходила сухопутная часть знаменитейшей Дороги жизни, связывавшая Ленинград с берегом Ладожского озера и Осиновецким портом.

Вот так, благодаря деятельному Павлу Александровичу Всеволожскому, появилось название целого района и города Ленинградской области. Жил он здесь же — в мызе Рябово на Румболовской горе. Ныне это один из микрорайонов Всеволожска. Здесь от прежних владельцев сохранились конюшни, остатки винного погреба, здание газогенераторной станции, Храм Спаса Нерукотворного образа на Дороге жизни и огромный красивый Румболовский парк, который является памятником садово-паркового и ландшафтного искусства федерального значения.

Еще до революции 1917 года и до начала Великой Отечественной войны поселок Всеволожский и Всеволожский район в целом были излюбленным местом отдыха петербуржцев и ленинградцев. Благодаря лесам и Ладожскому озеру здесь велось активное дачное строительство, а позже появлялись дома отдыха, пионерские лагеря, туристические базы. Экономическое развитие было в основном связано с поставкой продовольствия, так как на территории района работали многочисленные колхозы.

Но все было прервано войной, и с 8 сентября 1941 года Всеволожский район находился в блокадном кольце, как и Ленинград. Многие мужчины были мобилизованы, женщины строили укрепления и работали в полях. На территории района расположилось 19 аэродромов, создавались партизанские отряды. Упорное сопротивление Красной Армии не позволило врагу вступить на всеволожскую землю – здесь не было оккупации.

Да и отступать было невозможно, так как Дорога жизни, проходившая через поселок Всеволожский, была единственной нитью, связывающей блокадный город и порты Ладожского озера. В этой ситуации как раз пригодилась Ириновская железная дорога, создававшаяся в конце XIX века. На нее легла основная задача перевозок грузов, эвакуируемых людей и армейских пополнений к Ладоге и обратно в Ленинград.

За время Великой Отечественной войны и блокады жители Всеволожского района, разделяя все тяжкое бремя с Ленинградом, упорным трудом и самоотдачей приближали нашу страну к Победе. В память об этом, в память о подвигах воинов Ленинградского фронта и советских летчиков на территории района установлено множество монументов «Зеленого пояса славы». Среди них – мемориальный комплекс «Цветок жизни», расположенный на третьем километре трассы Дорога жизни (шоссе А128), посвященный детям блокады. Он состоит из памятника в виде каменного цветка и восьми стел, на которых выбиты страницы дневника Тани Савичевой.

Также по пути Дороги жизни до берега Ладожского озера находятся: сохранившийся исторический участок трассы 1941 года на 12-м километре, мемориал «Катюша», мемориал «Разорванное кольцо», паровоз-памятник «Комсомолец» на железнодорожной станции «Ладожское озеро» и многие другие. В честь летчиков, вылетавших на боевые задания с территории Всеволожского района и всей Ленобласти, создан памятник «Авиаторам Балтики» в городе Мурино, организован музей «Дом авиаторов» во Всеволожске, который находится в старейшем здании города – реконструированной сыроварне барона Фридрикса (1774 года).

Современный Всеволожский район – самый большой по количеству жителей в России. Например, в Подпорожском живет 26 тысяч, а в целом соседнем регионе – Новгородской области зарегистрировано сопоставимое количество граждан – 570 тысяч. Причиной такой населенности, конечно же, является близость к Санкт-Петербургу – всего 26-36 километров до Дворцовой площади в зависимости от места начала пути. Без пробок это расстояние можно преодолеть всего за 40 минут.

Из-за этого не только выросли в размерах до городов бывшие поселки и деревни Кудрово, Мурино, Бугры, Колтуши и Сертолово, но и пришел серьезный бизнес с большими инвестициями. Так, например, во Всеволожске действует один из самых современных в России шинных заводов, производящий множество вариантов покрышек для легковых авто, внедорожников, легких грузовиков и минивэнов. Данное предприятие рассчитано на выпуск 17 миллионов единиц продукции в год. Эти покрышки уже много лет заслуженно пользуются высоким спросом у автолюбителей всей страны.

Другое интересное предприятие Всеволожского района – чайно-кофейное производство также известное по всей России. Здесь производят 85 тысяч тонн продукции в год, что позволяет сказать, что каждая третья чашка чая, выпиваемая в стране, – чай, произведенный во Всеволожске.

Социальное развитие района также не отстает от экономического. Вслед за ростом жителей, строятся и важные инфраструктурные объекты: поликлиники, школы, детские сады. Так, например, в Кудрово построена самая большая на Северо-Западе России школа на 1600 учеников. При содействии университета «ЛЭТИ» здесь проводится пилотный проект «Школа-технопарк», чтобы выпускники 11-го класса смогли легко поступить в технические высшие учебные заведения.

Реализуются во Всеволожском районе и различные проекты благоустройства общественных пространств. Так, парк «Песчанка», занимающий 12,5 гектаров, был создан всего четыре года назад. Здесь появился амфитеатр для проведения массовых мероприятий и концертов вместимостью более тысячи человек, многочисленные спортивные зоны, включая крупнейший в Ленинградской области скейт-парк, памп трек с возможностью проведения соревнований.  Также в «Песчанке» возведена зона с уличными тренажерами. Сюда приезжают с детьми даже из Петербурга, чтобы комфортно и спокойно провести выходные.

Множество объектов во Всеволожском районе еще реализуется или уже введено в строй в рамках программы «Формирование комфортной городской среды». В 2024 году планируется обустроить 15 общественных пространств, включая парки, скверы, придомовые территории, детские и спортивные площадки.

Пожелаем и далее самому большому по численности проживающих граждан району России и Ленинградской области справляться с проблемами роста, эффективно решать насущные задачи, улучшать свою привлекательность и уверенно смотреть в будущее.

Г. Ожегов

Фото автора

Проект реализуется при поддержке комитета по печати Ленинградской области

Loading

Яндекс.Метрика
Мы используем файлы cookie и Яндекс Метрику для сбора статистики и улучшения работы сайта. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с использованием этих технологий
Принять

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях