Самый классный классный в Ленинградской области – Мария Столбовая: «Главное в жизни – любовь и уметь любить»

2119-000

Учитель математики 3-й кингисеппской школы М. В. Столбовая стала победителем областного конкурса «Классный, самый классный-2021» в номинации «Классный руководитель 5-11-х классов».

«Со звонком я не летела быстрее ветра домой…» 

Слово «любовь» у классного руководителя и учителя математики с классной улыбкой Марии Столбовой проходит через всю ее жизнь красной и тоже классной нитью. Сама она в школу пошла как все ее сверстники едва ли полагая, что школьные стены станут для нее родными, вероятно, навсегда.

– Я пришла учиться в первый класс в 1997 году. У меня, считаю, были лучшие для меня учителя в родной 4-й школе. Это мой первый учитель начальных классов – Г. А. Волкова, она научила меня учиться и благодаря ей сформировалось серьезное отношение к учебе. Это учителя среднего звена – учитель математики Т. Г. Петрова, которая оказала большое влияние на мой выбор. А моим наставником уже в профессии в 3-й школе стала учитель математики В. Н. Неплохова. Это и ряд других замечательных педагогов. До сих пор я поддерживаю добрые отношения со своими учителями – удивительные люди мне встретились в жизни.

В школе Марии Столбовой легко давались все предметы, как точные, так и гуманитарные, любила поэзию, театральное искусство, а участь в школе, мечтала стать учителем русского языка и литературы. Между прочим, литературные логические приемы и образы можно применять и в математике – вспомним учителя математики Льюиса Кэрролла, автора «Алисы в стране Чудес». Чем только ни увлекалась Маша, учась в 4-й школе: музыкой – училась в музыкальной школе по классу аккордеона, играла на балалайке в оркестре русских народных инструментов «Россияне». Десять лет посещала станцию юннатов, кружок охраны природы у Н. В. Лихачевой, свою роль, вероятно, сыграла профессия мамы С. Н. Мерзляковой, она трудилась овощеводом-растениеводом на «Радуге». Позже Маша увлекалась театром и все увлечения сошлись в ее дипломной работе при окончании Петербургского университета, куда она поступила сразу после школы.

– Учеба для меня никогда не была обязательной нагрузкой, а учителя были не просто преподавателями, но и старшими товарищами, с которыми можно поделиться сокровенным. Меня окружало много прекрасных людей и со звонком я не летела быстрее ветра домой, мне было интересно общение, сама учеба.

Ответ на вопрос пришёл извне внезапно: «Я хочу работать в своей 4-й школе»

Для Маши Столбовой поступление в вуз было не особенно сложно – школу закончила с «золотой» медалью, правда, в выпускном классе, у нее не было перед глазами виденья своей дальнейшей дороги жизни, мощеной желтым кирпичом, и учительская профессия не была в представлении доминирующей, но было стойкое желание двигаться по той дороге вперед. После окончания десятилетки в 2007 году Маша взяла «гадальную книгу» – сборник петербургских вузов, открыла на случайной странице и прочла: «Санкт-Петербургский государственный университет». Она решила это судьба: выбрала факультет прикладной математики –процессов управления. Однако к школе у нее было всегда особое почтение – учась в университете, приезжала в Кингисепп и встречалась со своими учителями.

Вероятно, сыграли гены: родной дед Марии, которого она, увы, не застала, в Ленинграде тоже был преподавателем математики и был связан с музыкой – играл на мандолине. Все решилось на 5-м курсе, когда задали вопрос, куда после выпуска студенты пойдут работать? Ответ Маше пришел извне внезапно – это школа и даже не в Петербурге: «Я хочу работать в своей 4-й школе». Хотя с профессией ведущего вуза «математик, системный программист», Мария могла устроиться по профилю в крупных IT-компаниях.

– Но мне скучно сидеть за компьютером, я предпочитаю живое общение в социуме, люблю детей, видеть их глаза – это большое счастье. И я приехала в Кингисепп в 4-ю школу учителем математики, сразу получила классное руководство 5Б класса. Когда впервые увидела пятиклашек, подумала – какие они маленькие, о чем я с ними буду разговаривать, после пяти лет студенчества? Прошла неделя и я поняла – главное не возраст, а открытые этому миру сердца детей, это их глаза – отражение их душ. Они все принимают за правду – искренни, открыты, честны и ничего лучше того нет. А мне было 22 года.

Конечно, школьники сразу испытывали учителя «на вшивость» – проверка прошла успешно, и они быстро нашли общий язык и подружились. В 4-й школе Мария проработала четыре года, потом перешла в 3-ю школу, где ей через год вручили 10-й предвыпускной класс, а затем наградили вновь классным руководством 5В класса, сейчас это уже 6-й класс, с которым Мария Владимировна взошла на областной пьедестал победителя профессионального конкурса «Классный, самый классный» в номинации «Классный руководитель 5-11-х классов».

Самый классный

Сначала в феврале прошлого года состоялся муниципальный этап конкурса, где на уровне районных и городских школ она стала со своим классом победителем и представляла Кингисеппский район на областном этапе, который, в связи с пандемией, состоялся позже – защита была только 29 апреля этого года.

Сначала комиссия внимательно оценивает портфолио, где каждый участник в объемной папке с выкладками и фотографиями описывает свою воспитательную систему, а затем, на практическом этапе претендент вместе со своим классом защищает свою работу перед комиссией. Правда, в этот раз по той же причине защита происходила дистанционно, но визуально, вместе со своим классом. На защиту своей концепции, которая у Марии Владимировны была основана на театральной педагогике, давалось 10 минут. Экзамен выдержали, как теперь ясно с превосходством – они стали победителями.

– А для детей этот успех – целый космос, восторг победы и буря эмоций для всего класса. Все ребята молодцы, староста моего класса Маша Карлова, ее помощник Тимофей Степанов. Я благодарна детям за их ответный шаг, я их очень люблю. Благодарна коллективу учителей моей родной школы № 4 и школы № 3, ставшей для меня родной. Особенно хочется поблагодарить директора школы № 3 Г. Г. Невскую за веру в меня, поддержку и предоставление возможности развиваться в профессии.

В чем секрет Марии Столбовой в столь доверительных отношениях в команде, какой является школьный класс?

«Я действую по интуиции и индивидуально с каждым ребенком»

Как вы решили участвовать в столь серьёзном профессиональном конкурсе?

– Еще до первого муниципального этапа, в 2018 году я была классной 10-го класса, руководство школы отправило на курсы петербургского Большого драматического театра им. Товстоногова, где играют Алиса Фрейндлих, Светлана Крючкова, Нина Усатова, учиться на курсы «Основы театральной педагогики – как ее применить в школе». Они длились в течение года на каникулах. Там у меня сложилось понимание кто такой классный руководитель и я воспользовалась бесценными знаниями. Выстроилось видение о классном руководстве, и я задумалась об участии в конкурсе, и постаралась реализовать его. Очень благодарна, что меня отправили на эти курсы.

Трудно ли быть взрослым среди детей в качестве классного наставника?

– Вообще трудно спуститься с высоты взрослого человека на уровень ребенка, а это необходимо, считаю, надо оставаться ребенком внутри себя, разумеется, чтобы понять его. Потому что дети знают, что такое абсолютное счастье и доверие, что такое настоящая дружба – они максималисты и мы должны уметь сохранить свою внутреннюю чистоту, как они. Я все время стараюсь делать работу над своими ошибками, думаю – есть ли такое понятие как педагогические ошибки? Конечно, они есть, бывает, что и ты оказываешься не прав. Но я знаю, что, если ты что-то делаешь искренне, дети сразу это чувствуют и принимают. А значит это правильно.

Можно ли перед детьми для пользы дела говорить неправду, срываться на крик?

– Детям никогда нельзя врать. Конечно, встречаются и те из них, кто старается тебя поддеть или сесть на шею, но здесь меня выручает интуиция как с кем себя вести. Нет четкой методики работы преподавателя с классом, как классного руководителя, есть базовые моменты, такие, скажем, как родительский день, классные часы. Но я, как правило, действую по интуиции и к каждому ребенку необходим персональный подход, поскольку все они разные. И если ты действительно любишь детей – найдешь подход. Криком не проймешь, хотя это случается иногда, но это скорее крик души, как нам говорили преподаватели в театре – эмоциональная окраска. К мальчикам и к девочкам – разные подходы, так как они различаются, но каждый ребенок уникален. Одному можно сделать строгое внушение, он обидится, а для другого это, наоборот, мотивация. Когда я вхожу в класс, сразу чувствую настроение, как общее, так и отдельного ученика. В старших классах у каждого уже имеется свое мнение, и старшеклассники уже тщательно сканируют тебя, проверяют. У них иные темы для разговора – это переходный период: о жизни, о явлениях, о любви. В средних классах иные горизонты, скажем, к тебе может подойти ученик и спросить: «У меня в коробке развелось много улиток. Можно я принесу несколько в класс?». Здесь необходимо уметь переключаться.

Что делать перед классом, если ты неправ?

Как поступаете вы, если понимаете, что были не правы, ведь немало педагогов понимают это, но считают, что, если признать перед детьми свой очевидный промах, пострадает их авторитет.

– Если ты сам не будешь меняться, то и мир вокруг тебя останется неизменным. Дети впитывают поведение взрослых, как губка, берут пример поведения со старших и станут вести потом себя также – в них созреет убеждение, что он всегда прав, а признать свою неправоту – это нечто постыдное и тебя перестанут уважать. Если ты знаешь, что оказался неправ, обидел незаслуженно, но продолжаешь настаивать на своей правоте – дети себя начинают вести также.

«Когда при встрече в классе говоришь: «Ребята, вчера я была неправа», весь класс выдыхает: «Мы вас любим!»

– Я не боюсь перед классом признать свою ошибку. Они это не только понимают, но они этого ждут, у них острое восприятие справедливости. Когда при встрече в классе говоришь: «Ребята, вчера я была неправа», весь класс выдыхает: «Мы вас любим!». Как-то я несправедливо настояла на своем мнении, потом неделю переживала, а когда заходила в класс, стояла тишина, дети встречали настороженно, я это чувствовала. На классном часе попросила всех сесть в круг и произнесла те же слова: «Я была не права». Напряжение сразу снизилось, а что еще важнее, я почувствовала облегчение внутри себя. У нас очень дружный класс и, если желаешь сохранить это тепло, которое есть в классе, ты должен уметь просить прощения. Мы взялись за руки в кругу и у всех отлегло от сердца, а дети тоже стали просить прощения, если в чем-то были неправы.

Какие качества вы бы назвали главным для классного руководителя?

– Это вопрос непростой, с ходу не ответишь… Первое, что приходит – это любовь. Надо понять, полюбить, уметь радоваться каждому дню вместе, несмотря ни на что. Я работаю по таком принципу: уметь принимать себя, принимать других, уметь слышать себя и слышать других, видеть себя и позволить другим видеть тебя тоже. Этим принципам меня научили в петербургском Большом драматическом театре. Подводя черту знаменателя, можно выразиться так: самое главное – это любовь и умение любить.

Д. Власов

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях