Сорок девять лет Тамара Пантелеевна Микрюкова работает в КСОШ № 1, и сегодня, как и полвека назад, она с уверенностью говорит: «Я люблю учить детей и всегда с огромным желанием прихожу в школу».
Физика без лирики
Тамара Микрюкова, в девичестве Федорова, родилась и выросла на хуторе Давыдовка Луганской области Украинской ССР. Была самой младшей в семье, где воспитывались пятеро детей. Мама ушла из жизни рано, когда Тамаре исполнилось полтора года. Отец женился второй раз и сделал мудрый выбор: в дом пришла хозяйка, никогда не обижавшая детей.
В первый класс Тамара пошла в малокомплектную сельскую школу, что стояла в соседней деревне, в четырех километрах от Давыдовки. Ходила на занятия пешком и ни разу не опоздала к звонку на первый урок. Потом школу закрыли, и до восьмого класса Тамара училась в школе-интернате, приезжая домой только на выходные.
Затем старший брат забрал ее к себе в Красноярск, где после окончания Ленинградского государственного университета работал в Институте физики. Все вместе жили в комнате, которую семье брата выделили в студенческом общежитии соседнего вуза – Красноярского государственного политехнического института. Поэтому после получения школьного аттестата Тамара особо не задавалась вопросом, куда поступать – пошла в «Политех» на радиотехнический факультет.
Отучилась полтора года, пока точно не поняла, что это – совсем не ее профессия. И перевелась – на ту же физику, но в педагогический институт. Уже после первой практики Тамара поняла: этот выбор точно ее, и она обязательно будет учителем. Хорошим учителем.
Из Таежки – в Кингисепп
В те годы в Красноярском крае остро не хватало педагогов, особенно преподавателей физики, и на последнем курсе всех студентов-«физиков» привлекли к настоящей учительской работе. И Тамара отправилась учительствовать в село Южная Александровка Иланского района, где познакомилась с будущим мужем, Александром Микрюковым, студентом автомеханического факультета сельскохозяйственного института. Но свадьбу сыграли позже, когда в 1972 году Тамара Пантелеевна защитила диплом и по распределению была направлена в школу поселка Таежка Ачинского района.
Поселок леспромхоза стоял в глухой тайге, и с «большой землей» его соединяла только железная дорога, по которой раз в сутки проходил единственный поезд. Но детей в поселке было много, работала школа-десятилетка, и молодую учительницу физики там приняли хорошо.
Когда в семье Микрюковых родилась дочь, решились на переезд. Старшая сестра Тамары Пантелеевны жила в Ленинградской области, в Кингисеппе, туда и отправились. Вакансия учителя физики нашлась в Кингисеппской школе № 1, или «стекляшке», как ее тогда называли.
Стопроцентная успеваемость
В школе, как и сейчас, трудился и трудится замечательный педагогический коллектив. На первых порах Тамаре Пантелеевне очень помогла завуч, курировавшая физику, Надежда Антоновна Кравченко. Да и другие опытные педагоги никогда не отказывали в поддержке и добром совете.
Классы тогда были большими – по сорок человек, а физика – не самый простой предмет школьной программы. Но у Тамары Пантелеевны основную программу осваивали все – и в 70-е годы прошлого столетия, и в XXI веке.
Есть такое понятие – «профессиональное выгорание педагога». Это состояние точно не знакомо учителю физики Кингисеппской школы № 1. У нее своя методика обучения и свой подход к детям – разговаривать, обсуждать тему, вместе разбирать сложные задачи.
На ее уроках школьники не боятся задавать вопросы, потому что Тамара Пантелеевна уверена: учитель не имеет права отказать ученику в помощи. И ее ученики никогда не слышали и не услышат от своего педагога слов «сегодня я не могу», «мне некогда с тобой заниматься» и т.д.
Но уж когда тема «разжевана» и усвоена, как говорит Тамара Пантелеевна, дружба дружбой, а служба службой: извольте выдать результат. И – выдают: у учеников Т. П. Микрюковой стопроцентная успеваемость по физике, высокие – выше среднеобластных – баллы ЕГЭ и призовые места на различных этапах Всероссийской олимпиады школьников. На протяжении 14 лет Тамара Пантелеевна является экспертом региональной предметной комиссии по физике по проверке ЕГЭ.
Сделать детей успешными
А еще у нашей героини есть особый дар – она умеет пробудить у школьников интерес к физике. Для этого на уроках должно быть много опытов, много задач, а теория – сначала на понятном языке и на жизненных примерах, и только потом в определениях, правилах и формулах. Для опытов и экспериментов у Тамары Пантелеевны теперь есть все необходимое, и даже целых две лаборантские – и все благодаря проекту «Точка роста» национального проекта «Образование», в рамках которого к началу нынешнего учебного года кабинет физики был отремонтирован и оснащен необходимым оборудованием.
В каждом выпуске Тамары Пантелеевны есть дети, не просто знающие физику «на зубок», а влюбленные в эту науку и готовые посвятить ей всю жизнь. Таких примеров – десятки. Связь с любимым учителем ребята поддерживают и после выпускного бала. Некоторые, учась в вузах, продолжают отчитываться о своих успехах и даже присылают скрины зачетных книжек с заслуженными «пятерками». Для Тамары Пантелеевны это дополнительный стимул к тому, чтобы каждое утро входить в класс с огромным желанием учить.
Принципиальная позиция Т. П. Микрюковой – не заниматься репетиторством. Когда к ней подходят с таким предложением, отвечает: «Если я не сумела научить вас на уроке, думаете, после уроков вы поймете лучше?». Тамара Пантелеевна знает: чтобы ребенок был успешным, нужно сделать его таким. Никогда не оскорблять и обязательно хвалить за каждый успех.
«Ради этого стоит работать!»
В старших классах у Тамары Пантелеевны «профильные» ученики – ребята, изучающие физику углубленно. Их не нужно заставлять – они сами нацелены освоить предмет на отлично. Им интересно учиться – педагогу интересно учить. Сегодня на уроках физики у доски разбирают только самые сложные задачи, а знания учеников проверяются не по ответам перед всем классом, а фронтальными срезами, тестовыми контрольными и т. д. Хотя знание теории, как и сорок лет назад, остается обязательным – без теории ЕГЭ по физике не сдать.
Чего еще не отнять у Тамары Пантелеевны, так это врожденного чувства юмора. В ее классе на плакате, помогающем детям запомнить цвета спектра, не «Каждый охотник желает знать…», а «Кроме основных жизненных задач главная – сдать физику».
Тамара Пантелеевна Микрюкова – Отличник народного просвещения, в 2016 году награждена медалью «Народное признание педагогического труда», в 2021 году ей присвоено звание «Почетный учитель Ленинградской области». Но не эти награды она считает главными в своей жизни:
– В 2015 году, на празднике в честь 50-летия Кингисеппской школы № 1, на большую сцену ДК «Химик» приглашали педагогов школы. Когда назвали мое имя, зал встал. Ради этого стоило и стоит работать!
И. Князева