

В дополнительное образование, в отличие от школы, приходят работать не обязательно с дипломом педагогического вуза. Люди разнообразных специальностей, ощущающие потребность поделиться опытом с подрастающим поколением, проходят переподготовку и становятся уникальными преподавателями. Именно такие энтузиасты и работают в Кингисеппском центре информационных технологий. Разными путями к преподаванию пришли Сергей Александрович Синотов и Ольга Викторовна Барбун.
В Год педагога и наставника в России и в Год Команды знаний в Ленинградской области о своих сотрудниках рассказала директор Центра информационных технологий Галина Анатольевна Пинчук.
Программист и мастер
– ЦИТ постоянно подхватывает новые виды работ, и не всегда для них есть готовые специалисты. Приходится искать человека, который готов обучаться и работать одновременно в новых условиях.
Так случилось и с Сергеем Александровичем. В 2020 году ЦИТ получил субсидию на организацию новых мест в дополнительном образовании в рамках реализации Национального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Были закуплены первые квадрокоптеры, с которых в Центре началось развитие нового объединения «Аэро-Кинг».
В ЦИТ требовался человек, обладающий навыками программирования, знаниями в области физики и электроники. Ведь история с беспилотниками – это не только полеты, но и сборка и наладка механизмов, изучение различных модулей и блоков, программирование полета, нередко – починка пострадавшего оборудования.
– К сожалению, до сих пор в пединститутах не готовят педагогов дополнительного образования современного научно-технического профиля. На эти места мы переобучаем специалистов разными доступными путями. И в большей степени – это самообразование.
Сергей Александрович занимает в ЦИТ должность программиста. И ему было предложено поработать с детьми – возглавить объединение «Аэро-Кинг». Данному педагогическому опыту уже третий год. Развитие кружка идет стремительно. За это время мы обзавелись обширным парком конструкторов квадрокоптеров с самыми разными характеристиками. Это позволяет разнообразить занятия и выходить на соревнования регионального и всероссийского уровней. О призерах на «ЮниорПрофи» и «АгроНТРИ» мы уже рассказывали на страницах «ВБ».
Одной только техникой вопрос не ограничивается. Для проведения занятий надо выполнить соответствующие условия. Коптеры регистрируются в Росавиации, на них оформляется страхование, в помещении должна быть оборудована полетная зона с защитной сеткой и разнообразными воротами и препятствиями. Многое из того, что мы сейчас имеем в «Аэро-Кинг», сделано руками педагога.
Сейчас Сергей Александрович ассоциируется именно с объединением «Аэро-Кинг». И, конечно, он сам очень увлекся компетенцией «ЭБАС» (эксплуатация беспилотных авиационных систем). Увлеченность, постоянное самообразование, изучение нововведений, погружение в различные проекты – качества, которыми должен обладать человек, чтобы состояться как педагог, особенно в дополнительном образовании.
Несмотря на то, что долгое время Сергей Александрович работал сначала в «Ленсвязи», потом в «Ростелекоме», с системой образования он был связан всю жизнь. В 1987 году в Кингисеппе появился первый компьютерный класс, где учился информатике его брат. Новый предмет привлек внимание, и началось погружение в программирование и изучение компьютерной техники. Это привело к сотрудничеству со школами. Во 2-й школе Кингисеппа были созданы первые электронные версии лабораторных работ по физике, затем шло развитие классов информатики и создание локальных сетей в Кингисеппской гимназии.
С 2012 года, как программист ЦИТ, Сергей Александрович выполняет обязанности технического и программного сопровождения образовательных курсов технической направленности, таких как робототехника, программирование; осуществляет техническое и методическое сопровождение сайтов образовательных учреждений в соответствии с требованиями законодательства, является администратором сайта комитета по образованию администрации МО «Кингисеппский муниципальный район», выполняет задачи, связанные с разработкой и поддержкой электронных образовательных систем.
Педагог с готовностью входит в различные творческие проекты. Один из них уже широко известен: в 2022 году в составе творческой группы С. А. Синотов участвовал в создании видеофильма к 350-летию Петра I «От поражения к победам», который стал победителем фестиваля «Талант Юниор» и призером международного конкурса мультимедийных ресурсов, учрежденного Государственным Русским музеем.
Одним из последних больших проектов стал музей информатики и вычислительной техники, который был торжественно открыт этим летом в ЦИТ при участии главы администрации Кингисеппского района Юрия Ивановича Запалатского. Проект, который начался с домашней коллекции, ныне развивается как работа творческой команды.
Справочно: образование С. А. Синотова – Северо-Западный государственный заочный технический университет, специальность – «вычислительные машины, комплексы, системы и сети».
Экономист и художник
– Если вы считаете, что мультики – это детская забава, то вы ошибаетесь, и в то же время, вы угадали! – продолжила Галина Анатольевна. – Ольга Викторовна – руководитель мультстудии «Кукуруза», много лет объединяющей самых усидчивых, самых кропотливых, самых аккуратных и дотошных детей одной идеей: заставить ожить на экране самые неожиданные предметы. В движение приходят и осенние листочки, и различные крупы, и пластилин, и даже камни.
Один из самых запоминающихся мультиков получился на празднике «Папин день», где наши педагоги под руководством Ольги Викторовны давали мастер-класс всем заинтересованным посетителям. Коллективная работа была посвящена семье, а персонажи создавались из плоских камней (гальки), привезенных с Черноморского побережья из образовательного центра поддержки одаренных детей «Сириус».
Сейчас мультстудия «Кукуруза» работает над историей, посвященной крепости Ям, и пытается успеть сделать работу к 640-летию города. Ведь для того, чтобы персонажи ожили, надо отснять несколько тысяч кадров и потом их смонтировать.
– Создание мультфильмов – интересное, но не единственное направление, которое ведет Ольга Викторовна. На ее кружках дети изучают компьютерную графику и анимацию, техническое конструирование. Сама она участвует в разработках дополнительных образовательных программ, постоянно повышает квалификацию, обучаясь на профессиональных курсах. Проводит курсы компьютерной грамотности для населения на договорной основе. Продолжительное время обучала детей с ограниченными возможностями здоровья. Это было особое объединение «Без границ», для которого развивалась доступная среда и создавались адаптированные программы.
Чтобы попасть в кружки дополнительного образования, сейчас все обязательно проходят регистрацию через систему «Навигатор-47». В ЦИТ работой Навигатора управляет именно О.В. Барбун.
Воспитанники Ольги Викторовны – участники, победители конкурсов и олимпиад различного уровня в области компьютерных технологий. Каждый год мультстудия «Кукуруза» подает свои работы на Всероссийский фестиваль детского анимационного творчества «Чудо-Остров», который проводится под патронатом Министерства культуры Республики Крым, при содействии Комиссии анимационного кино Союза кинематографистов России, Ассоциации кинообразования и медиапедагогики РФ и Крымского отделения Союза кинематографистов России. В этом году для участия в конкурсной программе Фестиваля прислали свои работы 819 ребят из 62 мультстудий.
В результате у нашей «Кукурузы» 1-е место (анимационная работа «Осень» – Дарья Колосова, Милана Ключерева, Ульяна Порпленко, София Медведева) и 2-е место (анимационная работа «Сказки мира» – Татьяна Бухвалова, София Васильева, Дарья Базилевских, Софья Кушнер, Ярослава Бондаренко).
В апреле 2023 года в Пустомержском КДЦ «Импульс» открылась мультсудия «2 ЭТАЖ». А в прошлом году директор Пустомержского КДЦ «Импульс» Елена Андреевна Трыбуш обратилась в ЦИТ с просьбой поделиться опытом работы нашей студии. Ольга Викторовна охотно согласилась на проведение мастер-классов. Теперь у нас есть «побратимы» в Пустомерже.
Ольга Викторовна отличается доброжелательностью, ответственным отношением к своим обязанностям. Пользуется уважением среди учащихся и педагогов. Родители отмечают ее оптимизм и жизнелюбие. Считают, что она умеет заинтересовать, увлечь внеурочной деятельностью всех ребят, что реальное взаимодействие педагога и ученика находится на высоком уровне.
Справочно: О. В. Барбун в 2005 году окончила Донецкий национальный университет по специальности «экономика предприятий», получила квалификацию экономиста. В 2019году прошла профессиональную переподготовку по программе «Педагогика дополнительного образования». Имеет высшую квалификационную категорию. С 2015 года – педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр информационных технологий».
Увлечь задачей и достичь успеха совместно с учениками
Третий год ЦИТ занимается инновационным направлением «ЭБАС». Под руководством С.А. Синотова юные «пилоты» учатся управлять квадрокоптерами, чинить их и программировать.
– У нас есть учебная программа, но занятия в кружке – это не школьный урок, – неторопливо рассказывает Сергей Александрович. – Самое главное отличие – все ребята разного возраста и разных способностей. Поэтому к каждому нужен индивидуальный подход. Упор делаем на полетах – тренируемся на компьютерном симуляторе и летаем в реальности. «Ручной» полет сложнее, чем запрограммированный. И интерснее.
Летаем в основном на учебных коптерах «Пионер». Одна из главных сложностей – контроль расстояния и дальности. Нужны глазомер и мелкая моторика. В отличие от компьютерной игры, управление беспилотником плавное. Можно врезаться в потолок или в стену, уронить и сломать коптер. Если случается, что у ребенка началась паника и нужно преодолеть психологический барьер, выдаем ему такой аппарат, который невозможно сломать.
Сейчас у нас занимаются группы по 9-10 человек. Шестиклассники из 2-й школы (кадеты), и сборная группа – ребята от 2-го до 9-го класса. Выпускников пока нет. В этом году самый старший – десятиклассник Егор Бауков. Появляются новые звезды. Из последних достижений – воспитанница объединения «Аэро-Кинг» Анастасия Петухова заняла III место в финале всероссийских соревнований «АгроНТРИ» в номинации «Агро-Коптеры».
Первый опыт преподавания у меня был в компьютерном классе, куда мы ходили с братом, – там сложился некий стихийный клуб любителей программирования. Тогда компьютерные игры были примитивными, сейчас они уже вряд ли кому-то будут интересны.
Когда я подошел к ведению кружка, то сперва изучал технику и чинил то, что поломалось за год использования. У меня имелась основная теоретическая база. А практическую нарабатывал самостоятельно.
Взять пульт, взлететь и пролететь на коптере по прямой может любой. А как повернуть, пролететь через ворота, посадить летательный аппарат? Это не машина, руля у нее нет. Здесь и начинается обучение.
Возникает и некоторое противоречие со школьной программой. Скажем, по математике или по физике ребята еще не изучали нужные для работы с беспилотниками разделы. Как объяснить, почему летит коптер? Как именно он летает? Что это вдруг запищало и в чем проблема?
Самое главное – обучение вместе с детьми, которые вырабатывают не только навыки обращения с аппаратами, но и черты характера.
В качестве хобби всю жизнь занимаюсь фотоделом. Это неизменно увлекательный процесс.
Создать чудо и победить с ним в конкурсе
В мультстудии «Кукуруза» – особая атмосфера. Заходя в притененное помещение, где постоянно звучит музыка, ощущаешь таинственность происходящих в нем творческих процессов. А ведь педагогу нужно еще и настроить студийцев на долгую и кропотливую работу.
К нашему разговору с Ольгой Викторовной присоединились девочки – Ульяна, Камилла и Дарья. Семь лет существования студии для них – большой срок, так как в год открытия кружка им самим было около четырех лет. Никто из них тогда и не представлял себе, что станет мультипликатором. Мультфильмы все трое учащихся очень любят. И любят их создавать.
– Детям нравится симбиоз творчества с компьютерными технологиями, – пояснила Ольга Викторовна. – Сейчас мы работаем над проектом с рабочим названием «Загадки крепости Ям». Сотрудничаем с Кингисеппским историко-краеведческим музеем.
Ребята, которые приходят в студию, уже умеют и рисовать, и лепить. И прекрасно осведомлены о том, что такое проектная работа. Хотя учатся они еще только в 3-6-х классах.
Здесь они знакомятся с новыми программами. Занятия проходят раз в неделю. Роли в проекте распределяются сразу – в соответствии со склонностями обучающихся. Наш кружок считается самым девчачьим, хотя иногда приходят и мальчики.
Работа кропотливая. Так, проект «Осень» мы делали практически целый год. И очень гордимся нашей победой. В планах – двигаться вперед, побеждать и дальше, создавая проекты.
Почти у каждого педагога есть хобби. Именно интересы и увлечения заставляют нас искать новые пути своего развития. У меня это походы к «каменным исполинам». Очень близки слова из песни «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал». Покорены горные вершины Крыма, а именно Ай-Петри (1234 м), горно-вулканический массив Кара-Даг (580 м), Аю-Даг (572 м). Но, какие горы мы бы ни покорили, всегда продолжают манить те, на которые еще предстоит взобраться.
В мире столько всего интересного, что хочется многое узнать, попробовать, сделать самому. В разные периоды жизни эти увлечения меняются. Сегодня к хобби добавилась йога. У нее множество направлений, каждое из них нацелено на достижение определенной цели. То, чем увлекаюсь я, ближе всего к хатха-йоге.
Пользуясь случаем, хочу сказать огромное спасибо нашему директору – Галине Анатольевне Пинчук. Такого руководителя еще поискать надо – она компетентна во всех вопросах, всегда поможет, подскажет и защитит.
А. Ульянова
