Приезжайте к нам! Но чур – не в «марсианской клюкве»

Дата уже определена – 24 июля в деревне Фалилеево гостей и мастеров примет фестиваль традиционного рукоделия «ПряТки», темой которого стали нитки и все, что с ними связано. А почему он так назван, и кого именно на нем ожидают, «Восточному берегу» рассказали вдохновительницы фестиваля – профессиональная пряха Елена Молостова и директор КДЦ «Современник» Светлана Левина.

Испечем мы фестиваль

– У нас уже давно «бродила» идея какого-нибудь мастерового фестиваля, – повествует Светлана Владимировна. – А тут нам повезло: появляется Елена, и у нее та же идея «бродит». Так что, наконец, получилась такая «квашня», из которой мы и попытаемся «испечь» что-то вкусное и привлекательное.

Начали мы с создания группы ВКонтакте. Название мероприятия придумала Елена, она его и расшифрует. Ее муж, Денис Евгеньевич Молостов, разработал дизайн эмблемы фестиваля.

Елена знакома со многими специалистами, и им она тоже хорошо известна. Потому люди и соглашаются участвовать, что знают – Лена плохого не посоветует. К нам собираются приехать мастера, представляющие Нижний Новгород, Псковщину, Москву, Санкт-Петербург и Ленинградскую область. По нашему Кингисеппскому району мы тоже распространяем информацию. К сожалению, дата нашего фестиваля совпала с празднованием Дня города в Ивангороде, и оттуда вряд ли смогут гости приехать.

Кое-что мы несколько не рассчитали, когда ухватились за саму идею фестиваля, и сейчас нам люди пишут, интересуются, где переночевать, получить горячее питание – эти вопросы мы начинаем решать уже сейчас.

Желающим предлагаем приехать заранее, 23 июля, на два дня – с «экстремальной» ночевкой в Доме культуры. В день приезда покажем им все местные достопримечательности – Кайболовское городище, руины старой мельницы, усадьбу Утешение, нижний парк в Домашово. И устроим просто вечер общения.

Общение и обмен опытом – для этого к нам и приезжают. Разговор идет о ткачестве, прядении, плетении кружев, вышивке, валянии. Участники фестиваля – профессионалы, цены у них высокие, поэтому речь изначально не шла о ярмарке.

К слову, мы ограничили количество участников – не гостей, а именно мастеров, которые будут проводить мастер-классы, – до 20-30 человек. Привлекаем и своих умельцев, фалилеевских. Уговариваю, например, Татьяну Александровну Вовканич, администратора КДЦ «Современник», заранее связать несколько образцов кружева. А если посетителям будет интересно, мы предложим мастер-класс по пошиву женской традиционной рубахи от Анастасии Громовой – методиста «Современника».

Три площадки для золушек

– Название фестиваля «ПряТки» получилось из слияния двух глаголов – «пряди» и «тки», – поясняет Елена Александровна. – А сама идея появилась достаточно спонтанно. Два года назад ко мне в гости приехала Ольга Журавлева из Владимира и рассказала о создании международного фестиваля «ПряхаФест» на площадках во Владимире и Суздале. Расстояние между этими городами небольшое – участники легко смогли бы переезжать на машине, чтобы успеть и туда, и туда.

Но потом случилась пандемия… Уже набрали участников, и тут все рухнуло, представляете? Ольга Евгеньевна очень горевала, и в какой-то момент даже упала духом: время-то идет, надо что-то делать. Ей пришлось заново договариваться со всеми участниками о приезде на следующий год. Так состоялся первый в России фестиваль «ПряхаФест».

Туда приезжали именно мастера прядения и ткачества, а также те, кто создает инструмент, и поставщики сырья. Учитывая, что российский прядильно-ткацкий круг достаточно узок, организаторы выставили жесткий тематический регламент. Мастера приехали погулять, посмотреть, пообщаться – получилась такая творческая площадка, на которой и продаж-то не было, хотя встречались громкие имена. Например, дизайнер Елена Торопова, которая отправляет свои изделия, пальто из собачьей шерсти, даже во Францию – они там невероятно ценятся.

На всю страну по факту в этом году объявлены всего три таких фестиваля: уже второй «ПряхаФест» в июне, наши «ПряТки» в июле, и «Слет ткачей» – закрытое собрание мастеров в Великом Новгороде (организатор Светлана Тереховская) – в августе. Все три площадки специально брали разное время, чтобы не пересекаться, потому что, возможно, некоторые мастера захотят посетить не один фестиваль.

Наше искусство, которое в Европе не прерывалось, в России претерпело период застоя. В советское время, когда действовал закон о тунеядстве, работающие родители вывозили бабушек из деревень, чтобы они сидели с внуками. И вот бабушка с навыком прядения переезжает в город, где нет ни коз, ни овец – в лучшем случае можно прясть собачью шерсть. Постепенно мастерство угасло, потому что некому было его передать. И, простите, к пряхам относились как к «золушкам».

Но, начиная где-то с «нулевых» годов XXI века ремесло стало постепенно возрождаться. Особенно широко оно распространилось с появлением интернета, дающего возможность мастерам находить друг друга по всему миру.

Народное ремесло кокошника не требует

– Когда мы переехали сюда, я увидела, что местный Дом культуры достаточно народный, и в нем поддерживаются все ремесла. Тогда-то и возникла идея создания фестиваля для тех, кому далеко ехать до Владимира.

Светлана Владимировна подхватила идею, поддержала меня, и тогда я обратилась к мастерицам – у нас достаточно обширный круг мастериц – и спросила, не хотят ли они площадку для общения. О продажах речь действительно не шла, так как в деревне не тот уровень финансовых возможностей. Это должны быть мастера, которые проведут демонстрационные мастер-классы и смогут показать свои изделия.

И, конечно, у фестиваля появилась тема. Это нити, и все, что сделано из нитей.

На фестиваль мы пригласим мастеров, занимающихся рукоделием с использованием нити: вязание, вышивка, плетение на коклюшках, дополнительное плетение (плести можно даже сети, если в них используются нити). Этим мы не ограничиваемся, потому что шитье тоже происходит с помощью нитей: хоть их и прядут промышленные машины, но смысл от этого не меняется.

В результате здесь будет гораздо больше направлений, чем на «ПряхаФесте». Но мастеров параллельного труда мы не приглашали – существует достаточно ярмарок и фестивалей, популяризирующих все народные ремесла. Мы хотели сделать тематично, и это вызвало такой большой интерес, что я была удивлена.

Должна сказать отдельно, что «ПряхаФест» – современный фестиваль, они позиционируют себя как молодое прядение, и там за веретенами сидят не бабушки, а увлеченная молодежь. Это современная одежда, современный подход и современный инструмент. Даже пятнадцатилетняя девочка может ткать или прясть и зарабатывать этим, но это не значит, что она должна нацепить сарафан, платок и «уйти в фольклор» – подобного мы не требуем ни от кого.

На «ПряхаФесте» был запрос на народность, но Ольга Евгеньевна тогда в этом направлении не пошла, хотя у нее есть опыт участия в исторических реконструкциях. Ее можно было понять, так как сейчас очень трудно людям объяснить, что настоящий народный костюм и так называемая «марсианская клюква» – это разные вещи, и организатор боялась, что люди «уйдут в клюкву».

Но в этом году на «ПряхаФесте» непременно появится площадка с этнографическим уклоном – ожидается формирование инициативных групп, и Ольгой Журавлевой лично принимаются идеи и пожелания, касающиеся этнических компонентов, относящихся к любому народу, представители которого изъявят желание участвовать в празднике.

Понимаете, если на вас футболка с народной вышивкой – это стилизация, она допустима. А вот кричащие цвета атласных сарафанов, несуразные аппликации или аляповатые кокошники – это уже «клюква». Мы не хотим делать фестиваль фольклорным, обязывать гостей приезжать только в народных костюмах. Нет. Приезжайте даже в джинсах и футболке, только не в «марсианской клюкве»!

Я не побоялась уклона в народность, потому что Светлана Владимировна поддерживает идею настоящего народного костюма. И когда Денис разрабатывал дизайн группы, он сделал акцент на народности.

Честно говоря, не ожидала такого людского отклика. Нам много пишут. И на «аватарках» мы замечаем большое количество людей в настоящих народных костюмах. Получается, что мы попали в точку – даем возможность близким по духу людям преодолеть дефицит общения. Многие мастерицы пишут: «Мы занимаемся прядением, а нам даже поговорить не с кем – нас не понимают». Я и сама сталкивалась с подобным отношением. Ручная работа обесценивается, а я хочу показать, что это дорого, потому что качественно.

Свяжите носочки, ну что вам стоит?!

– Поэтому так важно, чтобы мастера выставляли цены на свой товар. Потому что цены на ручной труд достаточно высокие. И не ради продаж, а ради того, чтобы людей приучить к тому, что ручной труд должен оплачиваться.

Ручной труд – это очень тяжелый труд. Вот, скажем, меня просят: «Елена, свяжите носочки, ну что вам стоит?» А мне только связать стоит целого дня работы. Это без прядения. А с прядением – три дня. Это моя работа, я этим живу: пряду, чешу, стираю, сушу, вяжу. Настоящие носки из собачьей шерсти не могут стоить 300 рублей – это только стоимость сырья, причем необработанного, грязного, счесанного с собаки клока шерсти.

Мастера должны выставить цену, чтобы показать, сколько в принципе стоят их изделия. Понятно, что каждый мастер оценивает себя, исходя из рыночных обстоятельств. В более удаленных регионах, где уровень зарплат ниже, и цены ниже. В Москве, соответственно, выше. Но и те, и другие работают на разные регионы. И востребованы зарубежными заказчиками, понимающими, что мы делаем на порядок качественнее хенд мейда, который производится у них.

Есть мастера, полагающие, что в нашей среде есть конкуренция, но я из тех, кто считает, что конкуренции нет – есть сотрудничество. С кем бы ты ни общался, всегда можно найти какую-то долю сотрудничества. Мне ли не знать, я сама – пряха с тридцатилетним стажем, и работаю под заказ.

А то, что делает мой муж, – такого никто практически не делает. Наша токарная мастерская появилась потому что в России невозможно необходимый инструмент купить. И мы пошли навстречу мастерам и начали его делать. И не задираем ценник, понимая, насколько мастерицам тяжело приобретать инструмент. Мы стараемся держаться на уровне, мастера нас поддерживают и просят не закрывать мастерскую, потому что многие наши коллеги уже ушли с рынка. И уж если мы берем прялку на реставрацию, то доводим ее от «дров» до состояния работающего музейного экспоната.

Не откажемся от поддержки

– Мы хотим сделать фестиваль ежегодным, привязанным к определенной дате лета, – сообщили наши собеседницы в завершение разговора. – Наша цель такова: пусть к нам приезжают заинтересованные люди, пусть общаются друг с дружкой. Также предусматриваем и развлекательную программу, например, к нам уже подал заявку фольклорный коллектив из Владимирской области – прислали видео и планируют приехать.

Может быть, найдется и спонсор, желающий поддержать нас финансово – мы не откажемся от поддержки, потому что в этом году пока рассчитываем полностью на собственные средства, а они небольшие.

Мы будем рады всем гостям – покажем и расскажем, повеселимся и пообщаемся!

А. Ульянова

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях