Мы посетили воскресное занятие группы фигурного катания, работающей с самого открытия ледовой арены «Олимп» в 2015 году под руководством тренера Екатерины Аркадьевны Астаповой.
На половине ледового поля катаются дети. Три группы одновременно: начинающие, только овладевающие азами катания на коньках; средняя группа, осваивающая начальные элементы (скольжение, повороты); и продвинутая, в которой юные спортсменки отрабатывают уже элементы будущего выступления. Время от времени Екатерина Аркадьевна подъезжает то к одной, то к другой фигуристке, подправляет движения, показывает, ободряет. Девочки падают, поднимаются и упорно продолжают заниматься.
Кататься? Получается!
В перерыве между занятиями на льду и общей физической подготовкой о своих тренировках высказались несколько девочек (в группе занимаются дети разного возраста, начиная с четырех лет). Кто-то ходит на фигурное катание год, кто-то, как Маша, которая ответила на вопрос: «Давно занимаешься? – Давно. Пять дней», а кто-то, как Лиля, уже три года и готовится сдавать норматив «Юный фигурист». Все девочки сказали, что падать им не больно, а заниматься очень нравится. На вопрос о том, получается ли кататься, все сразу и уверенно ответили: «Да».
Об этом свидетельствуют и официальные результаты соревнований, на которых кингисеппские фигуристки регулярно занимают призовые места.
Как они готовятся побеждать
Об этом рассказала Екатерина Астапова: «В группу фигурного катания поначалу все приходят заниматься просто для здоровья, говорят: «Хотим просто научиться кататься». Некоторые остаются на этом уровне, катаются «для себя», хотя и прогрессируют, а есть дети способные, которым, что называется, «дано», у них катание получается как бы само собой. Этих детей можно уже как-то продвинуть в спорт, помочь им подняться выше любительского уровня.
Одна тренировка – это час «льда» и сорок пять минут работы в зале, где проходят или ОФП (общая физическая подготовка), или растяжка, или специальная прыжковая подготовка. Фигуристы же в Санкт- Петербурге, к примеру, катаются каждый день, у них проходит по пять тренировок в неделю, а то и по шесть, и иногда не по одному часу – это необходимо, чтобы держаться на уровне и продолжать расти дальше. Я приезжаю в Кингисепп три раза в неделю (в среду, субботу и воскресенье), но одного этого слишком мало для того, чтобы воспитанники катались на высоком уровне. Чтобы успешно соревноваться, нужно было что-то придумать, и на второй год работы я решила, что можно наши тренировки «сдваивать», то есть теперь мы катаемся по два часа: в первый час отрабатываем скольжение, во второй час работаем над элементами. Моя схема сработала, дала положительные результаты. Так занимаются девочки, которым это помогло получить спортивные разряды. Такие тренировки позволяют им удерживаться на том уровне, на котором можно уверенно выходить на соревнования, двигаться дальше и сдавать нормативы на следующие разряды. Перед соревнованиями мы, конечно, катаемся дополнительно, организовываем добавочные подкатки, а сегодня все шло в обычном рабочем режиме: дети работали над элементами, ранее запланированными на тренировку.
Перед сдачей на каждый спортивный разряд есть обязательные тесты по скольжению – нужно уметь катать определенные шаги. На тестах работает судейская бригада, они оценивают качество скольжения и точность выполнения шагов. После сдачи тестов начинается работа над элементами к будущей программе. Как только нам становится понятно, что программа вкатана, мы начинаем заявляться на фестивали. Фестивали отличаются от квалификации только тем, что там не присваивают разряды. Выступление на фестивале тоже оценивает судейская бригада, все происходит так же, как и на соревнованиях, и за выполнение элементов выставляются оценки. Это позволяет попробовать показать программу, понять, глядя на оценки, где нужно доработать, дотягиваем ли мы до разряда, правильно ли выбраны элементы».
Выступить планируют в декабре
«На ближайшую квалификацию мы, наверное, пойдем только после нового года, а соревнования фестивального плана должны будут пройти 10 декабря. На них планируется выступление пока двух спортсменов, которые будут готовиться к сдаче норматива «Юный фигурист» (это последний детский разряд, затем идут три юношеских разряда, три спортивных, кандидат в мастера спорта и мастер спорта)».
В питерском клубе выбрали тренера, работающего в Кингисеппе
Для снижения расходов Екатерина Астапова выполняет также и работу хореографа. Подбирает воспитанницам костюмы. О качестве ее тренерской работы говорит и награждение уже тремя грамотами «Тренеру победителя соревнований». И то, что на последнем выезде, в Великих Луках, где проходил этап кубка Северо-Запада по фигурному катанию, одна из ее воспитанниц заняла первое место из тринадцати участниц и выполнила второй юношеский разряд. А после соревнований, которые проходили в петербургском клубе «Орион» (2018 г.), где юные фигуристки из Кингисеппа уже привычно заняли верхние ступени пьедестала почета, дирекция клуба пригласила их тренера к сотрудничеству, и сейчас Екатерина Аркадьевна делит свои силы между Кингисеппом и Санкт-Петербургом.
А что говорят родители?
Говоря о фигурном катании, мамы и бабушки оживились, и было очень похоже на то, что им эти занятия нравятся не меньше, чем детям.
– У нас дочка раньше болела все время, зимой и осенью, а сейчас стала такая закаленная, спортивная. И не болеет совсем.
– Полина, когда пришла, совсем не умела кататься на коньках. Буквально месяца через три уже перешла в среднюю группу, из начальной.
– Ксюша тоже не умела кататься. Недели через три смотрим – а она уже спокойно сама катается. Потом, когда поехали на соревнования, она заняла первое место, а папа в это сначала даже не поверил. Думал, другая какая-то девочка победила, с такой же фамилией. Оказалось – нет, это наша Ксюша.
– Школа? Нет, не мешает. Мы своей с самого начала сказали: будут плохие оценки, не будет катания. Так она учится – отлично!
– Цена занятий полностью оправдывается. Нас волнует и качество занятий, и отношение к детям. Чтобы они ходили на тренировки с удовольствием. Для своего ребенка, мне кажется, ничего не пожалеешь, лишь бы все было хорошо.
Рассказали родители, мамы и бабушки, и о том, как дети дружат и с удовольствием общаются и помимо тренировок. Что жесткой конкуренции между собой у них нет. Девчонки, конечно, немного хвастаются успехами, но и радуются друг за друга. Занимаются дома и с нетерпением ждут следующей тренировки.
Мама Саши показала спортивный дневник, в который тренер ставит оценку за тренировку. В нем пятерки и маленькие картинки-наклейки (картинка – это к пятерке большой плюс). И одна четверка. «Она, когда получила четверку, переживала два дня. Говорила: ой, это пистолетик у меня не получался…» А на следующей тренировке получился. И дальше в спортивном дневнике у Саши опять пошли сплошные пятерки с картинками.
А. Петров