
Чем только не занимаются люди, когда у них образуется свободная минутка! И часто эти занятия – вроде собирания марок, спичечных этикеток и значков – не только не приносят вреда, но и могут вызывать всеобщее уважение. При этом любители одного какого-нибудь увлечения, бывает, собираются со всей страны в одно место и обмениваются впечатлениями, как будто интернета для этого уже мало.


Одно из таких мероприятий под названием «Слет самодеятельных судостроителей – любителей швертботов» состоялся недавно во Гдове. В нем принимали участие и представители нашего района.
Чтобы понять величие этого события, надо представлять себе, что такое швертбот. Это маленькая лодочка под парусом, предназначенная для субботних и воскресных прогулок на воде. Строго говоря, это маленькая яхта, но она не переворачивается при сильном ветре не за счет массивного киля, а за счет своей ширины. А чтобы ее не сносило ветром, в ней устроен швертовый колодец, куда опускается металлическая или деревянная пластина – шверт, который и не дает яхте свободно дрейфовать. А с другой стороны, он же обеспечивает ход на ветер – под некоторым углом, разумеется.
Мероприятия такого рода могут стать и традиционными. Участники нынешнего сначала собирались на озере Селигер, где это действо называлось «Симпозиум швертботостроителей». Потом дважды в Петергофе. И вот инициативный офицер-инженер из Пскова Алексей Иванов предложил съехаться на берег Чудского озера. По согласованию с пограничниками на самом берегу возник живописный палаточный городок.
Самый дальний путь к нему – из Воронежа проделал физик Сергей Панарин. С ним приехала жена и трое взрослых детей. А на прицепе он привез шверботик проекта «Кузя», в свое время опубликованного в журнале «Катера и яхты». Другой физик, из Петергофа, тоже привез миниатюрный шветрбот. Три-четыре человека переносят такое судно на любое расстояние.
Самый крупный из этой серии швертбот под названием «Ленивый кот» представил организатор Алексей Иванов. На нем уже могут смело пускаться в путешествие четверо, захватив запас продовольствия и воды. На случай безветрия на корме предусмотрен подвесной мотор. Получается не отдых, а сплошное удовольствие.
Прошу Алексея рассказать о себе:
«Я родился у воды, но почему-то поступил в авиационное училище. И уже когда возраст перевалил за 30, я ощутил неподдельный интерес к яхтам. Выяснил, что их можно строить самостоятельно в самых, казалось бы, неподходящих условиях. Я решил сконструировать яхту по мотивам американских кэтов – яхт с одной мачтой и одним парусом. Естественно, такой лодкой может управлять один даже неопытный яхтсмен. Чертежи выполнил сам».
Сразу скажем, что все без исключения суда, представленные на слете, изготовлялись из сухого, выдержанного дерева с использованием современных стойких олиф, лаков и красок. Каждый из них можно смело выставлять в витрине магазина – ни один мужчина не пройдет мимо. Это картинки, которыми надо любоваться и медитировать вблизи. Но – проза жизни – владельцы действительно катаются на своих яхтах в любом подходящем водоеме, реке или озере.
Ивангородец Сергей Андреев привез на прицепе яхту из пластмассы, в которую он сумел вписать парусное вооружение. Про себя он сказал, что водные просторы привлекали его с самого детства. На берегу Нарвского водохранилища он построил эллинг (гараж) и в нем сначала хранилась простая моторная лодка, потом посложнее и, наконец, Сергей пришел к мысли, что на рыбалку можно добираться без шума мотора и запаха бензина. И начал экспериментировать с плавсредствами, приводимыми в движение силой ветра.
Но наибольший фурор произвел крейсерский швертбот «Орт», на котором пришел капитан и главный судостроитель Сергей Михайлов. Он живет в Сланцах, но работает в Кингисеппской налоговой службе. Яхту построила 33 года назад группа энтузиастов, среди них – начальник участка шахты «Ленинградская» Сергей Григорьев, шахтостроитель Анатолий Кулаков, горняк Юрий Соловьев, монтажник из Кингисеппа Александр Воропаев и другие.
«Орт» и сегодня производит впечатление тщательностью отделки каждой детали, состоянием лакокрасочных покрытий, продуманностью внутреннего устройства. Это единственная яхта такого класса в мире! Она трижды ходила через все Балтийской море от Санкт-Петербурга в район города Киль (Германия) и обратно, стояла у причалов десятков иностранных портов. Команда яхты, включая и автора этих строк, не устояла перед просьбой устроить массовое катание с участниками большого сбора любителей паруса.
Нельзя не вспомнить и о Владимире Фролове, капитане 2-го ранга, бывшем начальнике моротдела Кингисеппской таможни. За свою жизнь он построил пять швертботов – один крупнее другого, – и отделка каждого впечатляла. Он тоже бы сорвал аплодисменты нынешнего форума. Его шверботы и сегодня в хороших руках.
Прощались все в штормовую погоду. Сначала погрузили малые суда на прицепы, потом собрались на берегу и наблюдали, как четко команда «Орта», несмотря на сильный ветер, снимается с якоря. Маневр удался – и вот все радостно машут руками. Счастливого плавания, до новых встреч!
А. Шевченко
Фото автора