Опасный путь по Ладоге

Продолжение. Начало в №№ 3, 4

К 80-летию полного снятия блокады Ленинграда

Возвращаясь к рассказу о Ладожской военной флотилии, мы погрузимся в историю важнейших событий на озере, которые произошли летом и осенью 1942 года.

 Так как немецкая авиация, в частности 1-й воздушный флот, никак не смогли прервать линию снабжения Ленинграда по Ладоге, то в начале 1942 года гитлеровцы приняли решение создавать свои военно-морские силы на озере, чтобы уже с воды попытаться окончательно задушить город в кольце блокады. Для этой цели из Голландии по железной дороге были переброшены необычные модульные корабли – «паромы Зибеля», названные по фамилии конструктора полковника Фридриха Зибеля. Их разработали для высадки в Англии в 1940 году, но по ряду причин эта операция под кодовым названием «Морской лев» была отменена. Немцы тогда не могли тягаться с королевскими ВМС и ВВС Великобритании. Однако фашисты решили попробовать свои силы в бою с Ладожской военной флотилией.

Весной 1942 года чуть больше 20 паромов Зибеля было привезено на озеро. Четыре торпедных катера предоставил итальянский флот. Какое-то количество других быстроходных судов немцы перекинули с Балтики. Финны при создании объединенных военно-морских сил на Ладоге помочь союзникам ничем особо не могли, так как их флот не имел должной численности – всего до десятка катеров и несколько мобилизованных гражданских судов.

С лета 1942 года начались тренировки объединенной флотилии для проведения операции по уничтожению советских кораблей и прекращению перевозок грузов в осажденный Ленинград по Ладоге. Но окончательный план постоянно менялся, да и подготовка у противника была слабой. Дело в том, что на паромах Зибеля были полевые военные Люфтваффе – ВВС немецкой авиации. Они совершенно не знали азов мореплавания, путались в картах и часто даже сталкивались друг с другом при маневрировании.

Так как часть флотилии надо было учить ходить по Ладожскому озеру и взаимодействовать с другими кораблями, то операция все время откладывалась. Но при этом все равно были частые тренировочные выходы флотилии неприятеля и осуществлялись беспокоящие действия на линиях Дороги жизни скоростными катерами, включая итальянские. Эти стычки приводили к незначительным потерям с нашей стороны, так как противник все время опасался встретиться с главными силами Ладожской военной флотилии – двумя сторожевыми кораблями и хорошо вооруженными канонерскими лодками.

Между тем немецкое верховное командование разрабатывало план штурма Ленинграда под кодовым названием «Северное сияние». Его ориентировочная дата определялась на середину сентября 1942 года. Новосформированной объединенной флотилии там уделялось особое место. Теперь-то моряки Германии, Италии и Финляндии точно должны были уничтожить корабли Ладожской военной флотилии, чтобы не дать эвакуироваться отступающим, как они предполагали, войскам Красной Армии из осажденного города.  Но планы Вермахта снова остались только планами – наши войска, благодаря разведке, начали упреждающее наступление, известное как «третья Синявинская операция 1942 года». Благодаря этому событию немцы срочно переключились на оборону занятых территорий в районе Шлиссельбургско-Синявинского выступа и уже не думали ни о каком решающем штурме блокадного Ленинграда.

В этой ситуации объединенная вражеская флотилия стала решать задачи самостоятельно и предприняла попытку генерального сражения с нашей военной флотилией у небольшого каменистого острова Сухо напротив Новой Ладоги. Данный клочок земли, площадью менее 5 км², но в военные годы имел важное стратегическое значение для судоходства по «большой трассе» Дороги жизни.  Во-первых, там был серьезный навигационный знак – большой маяк, во-вторых, судоходный фарватер южной части Ладожского озера проходил как раз рядом. Немцы хотели захватить остров, разрушить на нем все постройки, возможно, установить минные заграждения. Это бы сильно затруднило проход больших караванов с продовольствием и боеприпасами в Ленинград. Также предполагается, что гитлеровцы могли установить на Сухо свои орудия и оставить там гарнизон. Это вообще перекрыло бы снабжение по «большой трассе» и лишило бы город подвоза существенного количества грузов на тяжелых озерных баржах.

21 октября немцы начали реализовывать свой коварный план под кодовым названием «Бразиль». Противнику удалось собрать флотилию и выдвинуться к острову. Историки расходятся во мнениях о количестве кораблей неприятеля в операции, но это были почти все боеспособные на тот момент силы, которые спустя 10 часов подошли к острову Сухо.

22 октября 1942 в 7:15 утра началось решающее сражение между фашистскими ВМС и Ладожской военной флотилией. Оно состояло из двух фаз: обстрела с попыткой штурма острова Сухо немцами и последовавшего сражения между вражескими и нашими кораблями. Сначала гитлеровцы, воспользовавшись туманом, скрытно подошли к острову и начали его фактический расстрел с близкой дистанции, который длился примерно два часа. Наш гарнизон отвечал – у него были три морских орудия, пулеметы, стрелковое оружие. Однако силы были не равны, и среди защитников было много раненых. После того как немцы подавили огневые точки краснофлотцев, они высадили десант. Но борьба за остров продолжилась – завязался отчаянный бой, часто переходивший в рукопашную схватку.

 С этого момента начинается вторая фаза сражения – на помощь гарнизону острова уже около 8 утра выходит вся Ладожская военная флотилия, которая базировалась в районе Осиновца и в Новой Ладоге. С аэродромов поднимаются наши самолеты, атакующие вражеские корабли. Постепенно в район Сухо стягиваются все имеющиеся на озере советские военно-морские силы.

Немцы, несмотря на преимущество в артиллерии и численности пехоты, завязли в бою на крохотном острове и были вынуждены отзывать десантников, чтобы уходить в «свою» северную часть Ладоги. Как раз в этот момент их догоняет наша флотилия и начинается самое большое сражение на озере за всю Великую Отечественную войну. В результате немцы и итальянцы потерпели сокрушительное поражение – 17 кораблей из 23-х, участвовавших с их стороны, были потоплены или сильно повреждены. Потери десанта и членов экипажей составили более 20 человек убитыми и более 60 ранеными. Со стороны нашей Ладожской флотилии потерь в плавсредствах и людях не было совсем, однако гарнизон Сухо сильно пострадал, ведя неравный и даже рукопашный бой несколько часов к ряду. Когда все закончилось и наши корабли отогнали фашистов, на острове из 70 краснофлотцев только 13 остались в строю. Остальные были ранены либо убиты. В честь их подвига на Сухо установлено множество памятных табличек, поклонный крест и само место признано объектом культурного наследия.

Сама битва между кораблями стран Оси и нашей Ладожской флотилией стала поворотным событием в противостоянии на озере. После таких тяжелых потерь враг больше не предпринимал серьезных попыток прервать сообщение «большой земли» и Ленинграда по воде. Все оставшиеся годы, вплоть до 1944-го, он действовал только методом воздушного террора, охотясь за нашими кораблями и бомбя базы Осиновца и Кобоны.

Г. Ожегов

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях