На минувшей неделе, с 16 по 18 июля, в Кингисеппе вновь побывал уникальный передвижной музей — Поезд Победы.
Первый раз Поезд Победы приезжал к нам в начале февраля нынешнего года
И на тех кингисеппцев, кто успел за два дня осмотреть экспозицию на железных колесах, она произвела огромное впечатление, сродни эффекту разорвавшейся бомбы. Да, мы все знаем о том, каким неимоверным испытанием для Советского Союза и его граждан стала Великая Отечественная война и какая кровавая цена — 27 миллионов жизней — заплачена за победный май 1945 года. Но здесь, в вагонах Поезда Победы война, что называется, дышит тебе в лицо…
Посещение передвижного музея бесплатное, чтобы получить «билет» на Поезд Победы, необходимо зарегистрироваться на официальном сайте проекта. Регистрация начинается за день до прибытия поезда в город, и «билеты» всегда расходятся быстро.
Проект «Поезд Победы» реализован творческой мастерской «Невский баталист» совместно с медиагруппой «Красный квадрат» и при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, ОАО «Российские железные дороги» и Всероссийской общественной организации «Волонтеры Победы».
В первый рейс по России Поезд Победы отправился 23 октября 2020 года с Белорусского вокзала в Москве и с тех пор колесит по просторам нашей родины, делая остановки в различных городах.
Нынешней зимой Поезд Победы первый раз побывал в Ленинградской области, а затем объехал северо-запад России, Крым, центральную часть России, в июне проехал по Республике Беларусь, затем через Тулу, Тверь и Старую Руссу вновь прибыл на Ленинградскую землю. Первой остановкой в нашем регионе стала Гатчина, с 16 по 18 июля Поезд Победы стоял в Кингисеппе, с 19 по 21 июля он в Волхове, с 22 по 24 июля — в Тихвине.
Учитывая непростую ситуацию с распространением коронавируса, в Поезде Победы строго соблюдаются антиковидные меры. На входе в железнодорожный вокзал волонтеры измеряют температуру тела и снабжают защитными масками и перчатками: без такой антикоронавирусной «экипировки» на перрон не выйти. Надо отметить, что кингисеппские волонтеры, встречавшие группы экскурсантов и сопровождавшие работу Поезда Победы, вновь сработали на отлично.
И вот он, Поезд Победы — специальный состав из двенадцати вагонов
Четыре из них технические, восемь — тематические. Перед началом экспозиции волонтеры выдают удобные наушники и гарнитуру. Экскурсию ведет аудиогид: из наушников звучит женский голос (голос актрисы Екатерины Гусевой) и от лица машиниста паровоза Лидии рассказывает щемяще правдивую историю — от еще мирного начала лета 1941 года до победного мая 1945‑го.
Открываются двери в первый вагон, который «приехал» из предвоенного июня. Увиденное вызывает «эффект присутствия»: вагон полон беззаботных, улыбающихся пассажиров, все фигуры и скульптурные группы абсолютно реалистичны. Вот молодая мама кормит малыша, папа играет с маленькой дочкой, отслужившие срочную службу моряки оживленно беседуют, предвкушая скорое возвращение домой. Идешь по вагону и сдерживаешь себя, чтобы не извиниться перед пассажиром за то, что случайно задела.
Всего в поезде около 150 манекенов, выполненных творческой мастерской «Невский баталист». Над ними трудилась команда из 70 человек. Для военной униформы и гражданских костюмов были использованы оригинальные предметы одежды и обмундирования 1930‑1940 годов, а также высококачественные копии. Но мало было выполнить скульптуры — их еще нужно было разместить в ограниченном пространстве железнодорожных вагонов. Получилось, как говорят дети, «взаправду»: в первом вагоне ощущаешь себя еще одним пассажиром.
За окнами вагона виден вокзал и перрон с провожающими: они улыбаются и машут руками, когда поезд трогается. Поезд набирает скорость, проезжая мимо зеленых полей и перелесков… Конечно, вместо окон в вагоне видеоэкраны. Медиагруппа «Красный квадрат» разработала специальную IT-систему, которая позволила соединить в единое целое реальные экспонаты музея и мультимедийные эффекты. Их обеспечивают проекторы, видеоэкраны, интерактивные панели, голограммы, панорамы боев в виртуальной реальности (потребовавшие, кстати, масштабных натурных съемок) и прочее оборудование, названия которого я не знаю и которым буквально напичкан состав.
Следующая инсталляция — Брестская крепость, которой зимой в Поезде Победы еще не было. Стены крепостных подвалов, надпись на стене «Умираем не срамя»… Здесь, у стен героически сопротивлявшейся Брестской крепости гитлеровцы впервые поняли, что военный поход на Советский Союз будет совсем не таким простым и быстрым, как они предполагали…
Во втором вагоне совсем иная атмосфера: у пассажиров в руках вместо «довоенных» лыж и удочек — винтовки: мужчины едут на фронт. Далее — окоп на передовой во время вражеской атаки. Развороченная земля, грохот взрывов и выстрелов, кто‑то из наших бойцов убит, кто‑то ранен… А ты идешь прямо в этом окопе, поеживаясь от ощущения, что вот-вот снаряд разорвется рядом и тебя засыплет землей. Очень страшно…
Пожалуй, самый жуткий вагон воссоздает обстановку поезда, перевозящего будущих узников фашистских концлагерей, и самого концлагеря: на деревянных нарах десятки изможденных, измученных «рабов» нацистской Германии, рядом — страшная картина пыток…
А вот санитарный поезд: хирурги оперируют, санитарки ухаживают за ранеными. Здесь же в окружении пробирок и колб фигура микробиолога Зинаиды Ермольевой, создательницы советского пенициллина. А дальше советский физик Игорь Курчатов в вагонном купе обложился чертежами — работает над будущей атомной бомбой.
Есть в составе необычный банно-прачечный вагон (оказывается, были в годы войны и такие поезда), с березовыми вениками, шайками, мылом — можно и самому попариться, и одежду постирать. Немецкого генерала Фридриха Паулюса после того, как тот был взят в плен, тоже отмывали в таком вагоне, прежде чем отправить в Москву, и этот эпизод военной истории тоже отражен в музейной экспозиции.
А это железная Дорога жизни в блокадный Ленинград, которую тогда называли «коридором смерти», а теперь называют «коридором бессмертия»…
В штабном вагоне посетители музея встречают «солдатского генерала» Константина Рокоссовского, который в период наступления советских войск жил и работал в таком вагоне.
Крайне реалистичен вагон бронепоезда: в нескольких местах броня разворочена, в дыру в потолке виден разворачивающийся в небе воздушный бой, а рядом с тобой бойцы отстреливаются от врага.
И, наконец, вагон из мая 1945 года: счастливые лица воинов-победителей, ветки сирени. И головы, склоненные в память о те, кто уже не вернется домой с войны…
Поверьте, уважаемые читатели, эта экскурсия стоит того, чтобы ее посетить всей семьей — мурашки по коже побегут обязательно. Будем надеяться, что передвижной музей «Поезд Победы» еще сделает остановку в Кингисеппе.
И. Князева