Три дня – с 24 по 26 января – в Кингисеппе, на площадках школы № 5 и детского сада № 3, проходили два районных конкурса «Учитель года» и «Воспитатель года», бессменным организатором которых является комитет по образованию Кингисеппского муниципального района. В этом году данные традиционные конкурсы особенно значимы, так как они подвели итог «Году педагога и наставника» в России и «Году Команды знаний» в Ленинградской области.
Открывая первый конкурсный урок, председатель комитета по образованию Елена Николаевна Румянцева поздравила учеников, ставших участниками столь грандиозного события, и подчеркнула, что участие в самом значительном педагогическом конкурсе принимают самые смелые педагоги, преодолевшие сомнение и волнение, загруженность и занятость, и вступившие на путь соревновательного движения.
– Конкурс – это всегда соревнование, но, в нашем случае, соревнование с абсолютно положительным эффектом, – подчеркнула Е. Н. Румянцева. – В философском смысле в нем побеждают все, прежде всего, поднимаясь на очередную ступень и обретая опыт.
Елена Николаевна представила учителей – конкурсантов 2024 года. Ими стали: учитель истории и обществознания Вистинской школы Александр Олегович Булгаков; учитель музыки Кингисеппской школы № 2 им. Е.Н. Мосиной Людмила Александровна Плаксина; учитель начальных классов Кингисеппской школы №1 Юлия Сергеевна Прокофьева; учитель физической культуры Кингисеппской гимназии Диана Юрьевна Подоляка.
На звание лучшего воспитателя претендовали трое, и все из Кингисеппа: Нина Юрьевна Кузченко (детский сад № 16), Анастасия Евгеньевна Галкина (детский сад № 19), Екатерина Павловна Логачева (детский сад № 6).
С детства прививать любовь к учению
Каждому воспитателю предстояло показать себя трижды. Первый этап конкурса – презентация «Моя педагогическая находка», второй – педагогическое мероприятие с детьми, третий – мастер-класс.
Н. Ю. Кузченко в презентации сделала акцент на использовании метода сенсорной интеграции в развитии дошкольников, провела занятие «Пойми меня» с ребятами из подготовительной группы и практикум «Необычные игры».
А. Е. Галкина во главу угла поставила развитие творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности, совершила «Путешествие в Театрландию» с воспитанниками старшей группы и провела «Игру со светом и тенью».
Е. П. Логачева выбрала раннюю профориентацию, открывающую детям мир железных дорог, организовала «Путешествие по железной дороге» для старшей группы и сюжетно-ролевую игру «Поезд».
Как в теории, так и на практике, все конкурсанты показали себя доброжелательными, опытными и творческими наставниками.
Мы попросили рассказать о проведенной работе детское жюри номинации «Воспитатель года» в составе Виктория Орлова, Арина Гущина и Денис Смирнов.
– Нам очень понравилось, но работа оказалась достаточно сложной, ведь оценивать взрослых педагогов тяжело, потому что у них совершенно разный подход к своему делу и к детям, – признались ребята. – Все трое достойны стать победителями – выбрать кого-то одного было непросто. Они помогли нам вернуться в детство, в детский сад – спасибо им за это! Мы заходили в группу к малышам – они сначала удивлялись, а потом каждый старался показать нам что-то особенное. Это было очень трогательно.
Урок как диалог с учениками
Три испытания – «Урок», «Воспитательное событие» и «Мастер-класс» – предстояли и учителям.
Первый урок, посвященный поэме Гомера «Илиада», провел А.О. Булгаков, для двух других испытаний выбравший наиболее близкие к теме урока «Олимпийские игры в истории» и «Что? Где? Когда?».
На уроке музыки Л. А. Плаксина продемонстрировала свою игру на пианино и гитаре, спела с ребятами песни из «Бременских музыкантов» и обсудила с учащимися новую экранизацию сказки. Далее последовали «Музыка нас связала» как воспитательное событие и техника телесного исполнения ритмов (Body percussion) как мастер-класс.
Ю.С. Прокофьева дала урок русского языка в третьем классе, а затем раскрыла детям «Секреты общения», а коллегам – «Игровые технологии в начальной школе».
Необычный и только начавший развиваться спорт – флорбол (хоккей на полу) – представила Д. Ю. Подоляка: на уроке ребята отрабатывали технику приема и передачи мяча, а освобожденные от урока ученики делали стенгазету; «Интеллектуальный флорбол» стал у нее воспитательным событием, а «Миофасциальный релиз» как прием технологий, сберегающих здоровье, – мастер-классом.
– Флорбол – новый модуль рабочей программы, и в 5-й школе он заменил лыжную подготовку, – сообщила Диана Юрьевна. – А вот в гимназии флорбол входит во внеурочную деятельность и практикуется в клубе «Атлет», где я веду его секцию как тренер. Это мое первое образование, второе – педагогическое, а третье – магистратура. Не представляю себе жизни без работы с детьми!
Каждому педагогу было о чем поговорить как с учащимися, так и с коллегами – соперниками и членами профессионального жюри.
О специфике работы в детском жюри в номинации «Учитель года» нам рассказали Иван Федоров, Антонина Сажина и Валерия Ротарь:
– С какой-то точки зрения мы оцениваем наших учителей ежедневно, так как постоянно наблюдаем за ними. И выбирали учителя, который нам больше всего по душе. Было нелегко, потому что каждый учитель хорош по-своему, а предметы очень разные. Наши субъективные взгляды совпали – это учитель, очень ярко показавший себя.
Пресс-подход
В финальном испытании, которое проходило в актовом зале КСОШ №5 в формате пресс-конференции и тоже оценивалось членами жюри, все конкурсанты спонтанно отвечали на вопросы юных журналистов телевизионной студии ЦЭВиОД (ДШИ) «Яркая молодежь».
– Чтобы задать целенаправленные вопросы, ребята «прошерстили» все анкеты участников, просмотрели их данные – образование, стаж работы, увлечения, – рассказала наставник «Яркой молодежи» Вера Юрьевна Федотова. – Нам также предоставили информацию о жизненных приоритетах каждого участника, кредо и девизах.
Во время пресс-конференции конкурсанты вспоминали своих первых учителей и воспитателей, времена начала педагогической карьеры, благодарили за поддержку близких и друзей, делились планами на будущее. Так, например, Л. А. Плаксина с восторгом приняла предложение «Яркой молодежи» привлечь к участию в хоровой деятельности родителей учеников.
Церемония награждения
Торжественное вручение призов и грамот провели почетные гости мероприятия: заместитель главы Кингисеппа Ванда Чеславовна Рождественская, глава администрации Кингисеппского района Юрий Иванович Запалатский, его заместитель по социальным вопросам Светлана Геннадьевна Свиридова, председатель комитета по образованию Е. Н. Румянцева.
Отдавшая системе образования 65 лет В. Ч. Рождественская назвала главными профессиями во всем мире профессии учителя и врача, так как они самые сложные и благородные. Ванда Чеславовна поблагодарила педагогов за труд и посоветовала им не только любить, но также жалеть и уважать детей, и сорвала аплодисменты пожеланием «той зарплаты, которую вы хотите, чтобы и наряды менять, и на курорт поехать».
Глава администрации Ю. И. Запалатский отметил успехи Кингисеппского района в образовательной сфере. Юрий Иванович также анонсировал новый проект: «Реализовать свой талант в проектной деятельности, исследовать бесконечно интересную тему истории города и воплотить ее в своей творческой идее. Конкурс исторических проектов посвящен 640-летию города». Условие написания текстов, которые войдут в сборник, посвященный 640-летию Кингисеппа, – работа с архивными источниками.
По достоинству оценив труд жюри, С.Г. Свиридова пожелала педагогическим конкурсам Кингисеппского района развития, процветания и масштабирования – непременного увеличения числа педагогов, принимающих в них участие.
Председатель районного родительского совета Ирина Андреевна Ерцева поблагодарила администрацию и директора школы № 5 Марину Александровну Фадееву, выразила благодарность членам жюри за единодушие, а конкурсантам пожелала дальнейших успехов.
Во время церемонии прозвучала легенда о пеликане, отдавшем человеку крылья, несущие мудрость веков, знания отцов и дедов – самое дорогое после детей.
В концертной части торжества приняли участие художественные коллективы Центра эстетического воспитания и образования детей (Детской школы искусств): «Ритмикс», «Радуга», «Веснушки», «Конфетти».
Пеликаны года
Как справедливо отметила Е.Н. Румянцева: «Всех наших конкурсантов объединяют вечный поиск и неустанная работа над собой». Однако победители все-таки есть! Так кто же, по единодушному мнению детского и взрослого жюри, получил хрустальную награду – птицу-пеликана, символ самопожертвования и мудрости?
«Учителем года-2024» стала Людмила Александровна Плаксина, «Воспитателем года-2024» – Нина Юрьевна Кузченко. Зал приветствовал их восторженно и громко.
Лауреатами конкурса в своих номинациях объявлены Е. П. Логачева, А. Е. Галкина, Д. Ю. Подоляка и А. О. Булгаков; грамоту участника получила самая молодая учительница – Ю. С. Прокофьева.
– Я очень благодарна, – растроганно произнесла со сцены Л. А. Плаксина, передавая букет своей матери. – Благодарна маме за все, что во мне есть.
Глубокое жизненное и профессиональное убеждение Людмилы Александровны – «Педагог без любви к ребенку – все равно что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета». Прекрасный девиз, не правда ли?
– Хочу выразить благодарность коллективу Детского сада №16, вместе с которым и я шагаю в ногу со временем, – сказала после церемонии Н. Ю. Кузченко. – Коллеги – моя опора, дающая мне знания и опыт, я учусь вместе с ними. Спасибо моим конкурентам – от них я тоже многому научилась, они продемонстрировали глубокие знания, умения и навыки. Они достойны этого конкурса и были на высоте!
А. Ульянова