Как говорить со школьниками о политике

2118 Калюжный В.Ю.

В протестных акциях января этого года в России участвовало много молодежи, в том числе и несовершеннолетние учащиеся школ, хотя, как нас утверждается, что их было не так много, но они были. Нужно ли разговаривать с детьми о политике? Тему затронул общественный деятель, член Российской муниципальной академии В. Ю. Калюжный, прежде известный в нашем городе и районе как генеральный директор ОАО «Управляющая компания». 

Сегодня в России более 40 тысяч школ

– Появление студентов и старшеклассников на несанкционированных митингах, организатором выступил «Фонд борьбы с коррупцией», заставило российских политиков и чиновников внести в федеральную политическую повестку вопрос «Дети и политика». 27 января этого года министр просвещения России Сергей Кравцов, выступая в Совете Федерации сообщил, что в 2022 году во всех регионах России могут пройти конкурсы на должности советников директоров школ по воспитанию и работе с детскими объединениями. Он отметил, что данный конкурс под названием «Навигаторы детства» уже реализуется в десяти пилотных регионах, а с 1 марта этого года ставки советников-воспитателей появились в Брянской, Вологодской, Калининградской, Нижегородской, Омской, Сахалинской, Тюменской и Челябинской областях, в Ставропольском крае и в Севастополе.

– Какие шаги в этом направлении уже делаются?

– Как пояснила исполнительный директор Российской муниципальной академии (РДШ) Ирина Плещева, будущие воспитатели должны будут говорить с детьми на их языке, в том числе о политике. Первый курс обучения для 2500 советников директоров школ, сообщили представители РДШ, пройдет в Артеке уже в ближайшее время. В России более 40 тысяч школ, поэтому, как ожидается, предстоит большая работа по подготовке учителей и лиц, которые готовые взять на себя эти новые воспитательные функции.

РДШ было учреждено указом президента Владимира Путина в 2015 году под эгидой Росмолодежи для воспитания подростков и «формирования личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей». Часть экспертов тогда сравнили РДШ с советской пионерской организацией.

Студенчество Российской империи и молодежь и школьники в СССР

– Мы знаем из истории, что в недалеком прошлом революции, в том числе и современные «оранжевые» начинается с протестов студенчества.

– Необходимо вспомнить, что в феврале-марте 1899 года всю Российскую империю охватили студенческие волнения, к которым присоединились учащиеся ремесленных училищ, гимназисты и другая молодежь. Протестовали университеты Петербурга, Москвы, Киева, Томска, Казани, Харькова, Варшавы и Одессы. В столице к стачке присоединились и другие учебные заведения, в том числе Военно-медицинская академия, Высшие женские курсы и даже Духовная академия. Известный публицист того времени Владимир Чертков писал: «Подъем духа, начавшийся на школьной скамье, распространился сначала на родственников, друзей и знакомых оскорбленных юношей, затем расширяющимися кругами разошелся дальше и дальше, пока, наконец, все общество не взволновалось под наплывом давно ему неведомого чувства возмущения. Даже в самых закоснелых чиновничьих и аристократических кругах послышался ропот негодования».

Историки и общественные деятели того времени справедливо отмечают, что именно студенческие протесты 1899 года стали прологом Февральской революции 1917 года. В России молодежные движения в период с 1899 года и до начала 20-х годов было многообразным по спектру политических, воспитательных, культурных объединений юношества и существовавшие в тот момент многочисленные политические партии имели патронируемые ими юношеские объединения, вели борьбу за влияние на умы молодежи.

– Борьба за влияние на умы юного и молодого поколения продолжилось и в СССР.

– Понимая важность молодежных движений, как формальных, так и неформальных, в СССР были созданы различные молодежные объединения, но в основном они были с коммунистической идеологической направленностью. Процитирую «Дни.ру»: «Главную роль в разгроме дореволюционных молодежных объединений сыграл созданный в 1918 году Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ). В 1924-м он был переименован в Российский ленинский коммунистический союз молодежи (РЛКСМ), а в 1926 году – во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ). 29 октября – 4 ноября 1918 года прошел Первый Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи, на котором было провозглашено создание РКСМ.

Комсомол был создан большевиками для поддержки на уровне молодежи действий партии большевиков. Если в октябре 1918 года в РКСМ состояли 22 тысячи человек, то к III съезду комсомола (1920 год) движение насчитывало почти полмиллиона членов. Комсомолу отводилась большая роль в выполнении поставленных партией задач. 19 мая 1922, когда на Всероссийской конференции ВЛКСМ было принято решении о создании организации для детей от десяти до 15 лет. Она получила название «Юные пионеры имени Спартака», а через два года после смерти вождя революции ей было присвоено имя В.И. Ленина».

– Через комсомол в послевоенное время проходил почти каждый…

– В 1941 году в СССР было более десяти миллионов комсомольцев. 3,5 тысячи членов ВЛКСМ стали Героями Советского Союза во время Великой Отечественной войны, 3,5 миллиона были награждены орденами и медалями. В дальнейшем социальная база ВЛКСМ расширялась, в 1960-1980-х годах комсомольцами становились практически все старшие школьники. Комсомол участвовал практически во всех сферах жизни Советского Союза. В эти годы ВЛКСМ активно продвигал участие членов организации на всесоюзных или региональных «ударных комсомольских стройках». Надо отметить, главной целью пионерского движения в СССР было коммунистические идеалы, патриотизм, трудолюбие, коллективизм. Пионеры участвовали во всех событиях, имеющих большое значение для страны воспитание детей в советском духе, подрастающему поколению прививались.

За все время существования членами пионерского движения побывали более 200 миллионов человек. Также следует вспомнить, что ребята (школьники), прежде чем стать пионерами, посвящались в октябрята, а после пионерской организации вступали в комсомол.

После 1991 года ВЛКСМ официально прекратил своё существование, а вместе с головной организацией ушли в прошлое и пионеры с октябрятами.

Современный вопрос «школьники и политика»

– В последние годы в России сменилось поколение протестующих.

– Да, на улицы вышли совсем молодые люди. Школьники стали заметными участниками антикоррупционных выступлений уже весной 2017-го. Кристина Потупчик, бывший руководитель пресс-службы молодежного движения «Наши» справедливо отмечает, что «Главная причина протестной активности подростков в том, что власть, к сожалению, не смогла найти с ними общий язык. Поэтому вопрос «школьники и политика» становится важным для общества, родителей и системы школьного образования.

В каком-то смысле, конечно же, если говорить строго, политике действительно и не место в школе. Потому что если принести в школу различные политические мнения и страсти, то, наверное, это может просто остановить учебный процесс. С другой стороны, мы воспитываем граждан. В обязанности учителя по закону «Об образовании…» входит воспитание гражданской позиции. Поэтому обойти политику в государственных образовательных организациях невозможно. Нужно давать детям представление о том, что такое политика, как с ней быть и как формировать свое мнение по этому поводу.

– Насколько важно разговаривать сегодня о политике со школьной скамьи?

– С детьми и особенно со школьниками, во время формирования личности, необходимо и важно говорить, как о политике, так и об устройстве мира. Это так же важно, как беседовать с ними на другие сложные, например, откуда берутся дети или о деньгах. Разговор о политике требует серьезной подготовки, как от учителей, так и от родителей

Политика и устройство государства – это сложные темы, а потому не стоит поднимать их с ребенком, который еще не до конца разобрался в количестве времен года. Специалисты рекомендуют начинать диалог о политике, когда ребенок пойдет в школу, то есть, примерно с 6-7 лет. Или же, как в случае с сексом, можно действовать по запросу и реагировать на интерес вашего ребенка к политическим событиям. Не стоит вдаваться в подробности, детали и термины – необходимо адаптировать информацию на возраст ребенка.

Поговори со мною, мама…

– Хорошо, как говорить о таком сложном вопросе с ребенком?

– Вещи, связанные с политикой, нередко кажутся детям скучными – если серьезно, где первоклассник, а где международные саммиты и цены на нефть? Чтобы познакомить ребенка с миром политики, не стоит загружать его глобальными вопросами. Например, можно начать с более простых и понятных тем, например, с устройства муниципальной власти, с того, как происходит процесс выборов, как простые люди могут влиять на политику, и как конкретно политика влияет на людей. Чем проще, понятнее и ближе к дому будут примеры, тем проще понять, как все устроено и перейти к более сложным категориям.

Разговоры о политике – это бескрайний полигон для тренировки критического мышления, поиска нестандартных решений обыденных задач и отработки навыков конфликторазрешения. Обсуждение с учениками проблемы переработки мусора или вопрос благоустройства придомовой территории можно завершить предложением подумать им о решении этих проблем. Учитель или родители могут рассмотреть предложенные варианты, найти их слабые и сильные места, и доработать их совместно. Полагаю, что относиться к этому надо не как к «разговору о политике», а как к отличному интеллектуальному упражнению, которое развивает мышление, а заодно расширяет кругозор ребенка.

– Но большинство политических вопросов нельзя оценить однозначно…

– Говоря о политике, нельзя навязать свою точку зрения – вместо этого необходимо предоставьте ребенку возможность самому во всем разобраться и сформировать собственную оценку происходящего. Только так можно научить ребенка не только анализировать ситуацию, рассматривая ее с разных сторон, но и быть более терпимым и толерантным к альтернативным взглядам и ценностям. Это верно, большинство политических вопросов нельзя оценить однозначно, а это значит, что мнения людей будут различаться – важно, чтобы ребенок это увидел и осознал. Говоря о различных взглядах, необходимо обращать внимание ребенка на ценности, которые за ними стоят – так можно научить его анализировать мотивы других людей и лучше их понимать.

В разговорах между собой (или в односторонних беседах с телевизором) родители иногда позволяют себе высказывания в адрес политиков, которые могут быть не совсем понятны детям. Если ребенок заметил, как родители «ругаются с выпуском новостей» или что-то обсуждают друг с другом за обеденным столом, необходимо постараться объяснить ему, с чем связаны эмоции (неважно, негативные они или позитивные), и почему происходящее для вас важно. Необходимо воздерживаться от резко негативных оценочных суждений в присутствии детей. Политика – это не то, что можно объяснить на пальцах, а потому вам потребуется подкрепление в виде книг. К удивлению многих, существует немало детских книг, которые поднимают тему политики и государственного устройства и могут стать хорошим подспорьем для того, чтобы обсуждать с детьми важные вопросы. Вспомните «Чиполлино», «Три толстяка», «Незнайку на Луне» и замечательного «Короля Матиуша Первого» Януша Корчака. Для детей постарше есть «Выборы зверей», «Что такое демократия?» и другие. В мультфильмах, кстати, тоже можно найти вдохновение для разговоров о политике и государственном устройстве: возьмите, например, «Зверополис» или «Мадагаскар». Сказочные примеры помогут пробудить в ребенке интерес к политике и покажут, что она не обязательно имеет отношение только к скучным дядькам из телевизора.

– А зачем детям политика, как вы считаете?

– Предвидел этот вопрос. Нравится нам это или нет, но политика напрямую связана с тем, как мы живем сейчас, и как будут жить наши дети в будущем. В ней не обязательно активно участвовать, не обязательно даже хотеть стать депутатом или президентом, но разбираться и понимать, что откуда берется и почему происходит – важно. Как показывает практика, знание своих прав и устройства мира во взрослой жизни часто нужно больше, чем курс школьной алгебры или химии – просто потому, что, в отличие от алгебры, эти знания нужны представителям всех профессий. Говорить о политике с нашими детьми важно, чтобы, став взрослыми, наши дети могли самостоятельно принимать решения, мыслить критически и выбирать то, что будет лучше для них.

Д. Власов

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях