«Хотите узнать себя – идите в музей»

Год 2022 был объявлен Годом культурного наследия народов России. Ценность традиционной культуры актуальна всегда, особенно в Ленинградской области, где проживают представители пяти коренных малочисленных народов – водь, ижора, ингерманландские финны, тихвинские карелы и вепсы.

Памяти Ольги Коньковой

Открывая проект «Наследие традиций», нельзя не вспомнить об основательнице Центра коренных народов Ленинградской области, председателе Комиссии по межнациональным и межконфессиональным отношениям Общественной палаты Ленинградской области, члене Международного консультативного комитета финно-угорских народов, инициаторе и разработчике долгосрочной программы поддержки коренных малочисленных народов, ученом-этнографе, авторе ряда статей и книг о коренных народах Ольге Игоревне Коньковой (1958 – 2020).

Мы побеседовали с бывшими коллегами О.И. Коньковой в Санкт-Петербурге и, конечно, в Кингисеппском районе. Ведь именно здесь, в деревне Вистино на Сойкинском полуострове, она осуществила мечту об открытии национального музея того народа, к которому принадлежала сама.

Рассказывает директор Ижорского музея в Вистино Елена Ивановна Кострова:

– Еще будучи студенткой, где-то году в 1978-1980, Ольга Игоревна Конькова вела археологическую работу по изучению средневековых ижорских могильников на Сойкинском полуострове. Останавливалась она в доме моей бабушки, поэтому я знаю ее с детства.

Это была удивительная девушка – во-первых, необычайно красивая, во-вторых, великолепная рассказчица. К тому же, для нас, детей, это просто был человек, с которым жутко интересно, потому что, встречаясь с ней, мы всякий раз узнавали что-то новое. И детские воспоминания о ней очень легкие.

Однажды нам с подружками удалось напроситься на раскопки. Мы даже пробовали копать – и вдруг из-под земли появлялись какие-то предметы. Тогда еще никто не знал, что жизнь приведет всех нас в Ижорский музей – и меня, и Ольгу Игоревну, и ее учеников.

Уникальный Ижорский музей

– Спустя некоторое время, Жанна Федоровна Степанова, тогдашний председатель рыболовецкого колхоза «Балтика», и Наталья Николаевна Чаевская, уже в должности директора Ижорского музея, пригласили Ольгу Игоревну и Михаила Григорьевича Сметанина, сотрудника Комитета по культуре Ленинградской области, помочь в создании музея.

Наталья Николаевна вела огромную собирательную работу вместе с Любовью Александровной Пригаро и другими жителями края. Но первоначальная идея открыть музей колхоза «Балтика» принадлежала Лидии Мефодьевне Белоус, председателю профкома. С течением времени и по мере сбора экспонатов стало ясно, что колхоз и судьба ижорского народа неразрывно связаны, ведь ижоры – потомственные рыбаки и коренные жители этого края – все работали в своем родном колхозе.

На заседании правления решили выделить под музей бывшую начальную школу. Решили – и сделали. В здании нужно было делать ремонт, а затем – экспозицию. И здесь Ольга Игоревна была незаменима как автор и научный сотрудник.

Изначальная экспозиция получилась из того, что насобирали, а потом, в течение многих лет, она совершенствовалась, пополнялась – и первую экскурсию, которая состоялась в Ижорском музее в 1993 году, провела Ольга Конькова.

Собственно говоря, и все остальные экскурсии разработаны и записаны были Ольгой Игоревной. Она принимала активное участие в сборе экспонатов и материалов – по пыльным чердакам, по разговорам с местными информантами…

По воспоминаниям Зинаиды Романовны Травиновой, заведующей Горковской сельской библиотекой, первая лекция Ольги, еще в студенческие годы, прошла именно там. Она тогда рассказывала про наш уникальный край и уникальных людей – ижор.

Всегда важен тот, кто заложил основу

– Когда живешь обычной жизнью, в крестьянской культуре не видишь ничего особенного. Никто не придавал значения тому, что этот край богат средневековыми археологическими памятниками. А вот с течением времени, когда прогресс шагнул вперед, но не было еще интернета, были одни газеты, журналы да книги, произошла эта встреча, и Ольга рассказывала об удивительной ижорской истории, археологии и о том, чем она вообще здесь занимается, потому что многие не понимали, зачем она тут копает.

Она погружалась в работу с одержимостью. Так никто не работает больше, может быть, только старые корифеи науки… Дойти до сути, докопаться, поднять пласт, да еще и заставить в это верить – и любить историю свою и народ свой. Вот что сделала Ольга Конькова.

Можно сказать, что мы – нынешние сотрудники музея, волонтеры Центра коренных народов, участники народного кукольно-фольклорного театра «Кагракару» и фольклорного коллектива «Korpi», члены ижорской общины «Шойкула» – ростки, зародившиеся в ее голове. Все направления работы по возрождению национальной культуры Сойкинского полуострова – это ее неосуществленные планы, а мы, как можем, так их и развиваем.

Всегда важен тот, кто заложил основу, базу. Ольга Игоревна создала мобильную школу – ее участники выезжали на места проживания коренных народов по всей Ленинградской области. Привозили спектакли «Кагракару», фольклорные выступления, проводили первые языковые занятия и мастер-классы по прикладному творчеству (это была и вышивка, и первые навыки работы с костюмом). После этих выездных встреч с Центром коренных народов стало понятно, куда двигаться дальше. Центр приезжал стихийно, эдаким «культурным десантом», а потом мы сделали свои программы и по костюму, и по ткачеству, и по кукле, и по плетению половиков.

Неисчерпаемый «триптих»

– Мы поняли, куда идти, потому что появились книги Ольги Коньковой, появился материал – она же не просто так приезжала, она много работала и в музее, и в архивах, создавая историю еще и в печатно-публицистическом виде.

Потом появился «триптих» – три ее книги очерков истории и культуры: «Водь», «Ижора», «Ингерманландские финны» (последняя – в соавторстве с председателем Санкт-Петербургского общества ингерманландских финнов Владимиром Адольфовичем Кокко). В этих книгах все настолько методично собрано, что оттуда можно добывать сведения бесконечно, создавая план работы музея на всю оставшуюся жизнь.

Мы изучали, из чего состоит крестьянский быт, как люди едят, как печку топят, как занимаются рыбным промыслом и ремеслами, какие сети вяжут, на каких лодках плавают, в каких сапогах ходят – все, абсолютно все мы черпали из книг Ольги Коньковой.

Отсюда – такой богатый календарный план появился в музее. Отсюда пошла и наша «Кочевая выставка керамики», вдохновителем которой стал Дмитрий Николаевич Ткачев, возродивший ижорское гончарное мастерство.

Самое главное – обучать

– Прошлый год был объявлен Годом культурного наследия народов России. И неслучайно за ним следует нынешний – Год педагога и наставника.

До того, как стать директором Ижорского музея, я работала в Культурно-досуговом центре, и уже тогда понимала, что на местах проживания коренных народов должна быть не массовая, примитивно-развлекательная программа, а культурная глубина.

Ольга Конькова – пример истинного подвижника. Это человек, который всю жизнь положил на алтарь национальной культуры. Там она и сгорела.

Самое главное – а кто подхватит? Мы трудимся с полной отдачей, но уже сейчас задумываемся: кому передадим? Поэтому все программы Ижорского музея направлены на обучение молодежи. Как бы кто ни хотел развлекаться – будем обучать. Истории, культуре, языку ижор. Если вы, молодые, хотите узнать себя и свои корни – идите в музей.

Слово коллегам из Санкт-Петербурга

Доктор исторических наук, профессор кафедры социологии РГПУ им. А. И. Герцена Елена Алексеевна Окладникова:

– В бытность мою сотрудником Кунсткамеры мы с Ольгой Игоревной работали в разных секторах. Очень талантливая была девушка, активная и целеустремленная. С годами наши дороги разошлись. Она посвятила себя национальной культуре коренных народов, создала центр по их изучению, написала несколько монографий – это, кстати, очень красивые издания. Так была увлечена национальной культурой, что даже на ТВ появлялась не иначе, как в национальном костюме.

Заведующая отделом Библиотеки Российской академии наук при Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН Татьяна Игоревна Шаскольская:

– Ольга Конькова была очень живой и приветливой читательницей. Мне она была чрезвычайно симпатична. Прирожденный этнограф, погруженный в науку. Рассказывала, что с детства интересовалась историей, говорила о прочитанных книгах. Очень красивая женщина, любящая мать. Ольга Игоревна писала статьи, книги, участвовала в конференциях. Музей в Вистино стал делом ее жизни. Очень деятельная была, но, к сожалению, рано ушла… В каталоге Библиотеки Российской академии наук – все ее труды, статьи, альбомы. И в нашу библиотеку она передавала свои книги в дар.

Посеянные зерна

Рассказывает экскурсовод Ижорского музея, преподаватель ижорского языка, ученик О.И. Коньковой Никита Андреевич Дьячков:

– Я познакомился с Ольгой Игоревной в школьные годы, в Санкт-Петербурге, в начале «нулевых». У меня был одноклассник из финнов, он меня брал с собой на всевозможные мероприятия. В Обществе ингерманландских финнов работой с детьми занималась Ольга Конькова с дочерью, Леонтиной Александровной Сакса. Они проводили мастер-классы по рукоделию, изготовлению игрушек, елочных украшений, расписыванию кружек – мне все очень понравилось.

Позже я узнал, что и сам имею отношение к культуре малочисленных коренных народов. Уже студентом обратился к Ольге Игоревне в тот момент, когда был открыт ее первый передвижной музей. Она предложила мне участвовать в фольклорном ансамбле «Korpi», созданном ею в 2002 году. С этого и началась моя «национальная жизнь» в деле по сохранению и продвижению культуры малых народов. В 2010 году Елена Ивановна пригласила меня работать в Ижорский музей. Но посеянные зерна – это все Ольга Игоревна.

А. Ульянова

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях