Что делать ИП при получении повестки?

Частичная мобилизация продолжается. Под нее подпадают мужчины наиболее трудоспособного возраста. Многие из них работают «на себя», зарегистрировавшись в качестве индивидуальных предпринимателей. Повестка означает вынужденный перерыв в профессиональной деятельности, и у ИП возникает вопрос – как быть с собственным предприятием, с обязательными налоговыми и страховыми платежами?

Ответы можно получить в Кингисеппском фонде поддержки предпринимательства, специалисты которого, руководствуясь «Письмом федеральной налоговой службы» от 28 сентября 2022 года и постановлением правительства РФ № 1677 от 22 сентября, составили детальную памятку для работодателя, чей нанятый сотрудник получил повестку, и рассказали о том, как следует действовать в этом случае индивидуальному предпринимателю.

Если повестку получил сотрудник индивидуального предпринимателя, желающий сохранить рабочее место

Согласно постановлению Правительства РФ от 22.09.2022 г. № 1677, работодателю следует приостановить трудовой договор с ним. Сохранение рабочих мест распространяется на всех работников, призванных по частичной мобилизации с 21 сентября 2022 года.

Как работодателю оформить это документально? Для начала нужно взять у работника копию повестки, а также заявление (с просьбой о приостановке трудового договора). На основании этих документов в произвольной форме следует издать приказ о приостановке трудового договора с работником на период военной службы (приостановке подлежат все трудовые договоры, в том числе и срочные, либо с работниками, находящимися на «испытательном сроке»). Дополнительное соглашение с работниками заключать не нужно.

Далее работодателю нужно будет выплатить мобилизованному сотруднику заработную плату за фактически отработанное время, а также другие причитающиеся ему выплаты (например, материальные поощрения). Компенсация за дополнительный отпуск (свыше 28 календарных дней) выплачивается по заявлению работника, в соответствии со статьей 126 Трудового кодекса РФ. Заменить выплатой основной отпуск нельзя (поскольку работник не увольняется).

Подать в Пенсионный фонд обязательный отчет СЗВ-ТД (сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица) при приостановлении трудового договора работодателю нужно в строго определенный срок – не позднее дня, следующего за днем издания им соответствующего приказа. Время приостановки договора на период прохождения военной службы в дальнейшем будет учитываться при подсчете общего трудового стажа работника.

На время приостановки трудового договора работодатель имеет право нанять вместо мобилизованного другого сотрудника по срочному трудовому договору, в котором (вместо точного срока) должно будет присутствовать указание: «до момента выхода основного сотрудника», так как конкретный период военной службы по мобилизации не определен.

Если мобилизовали индивидуального предпринимателя

ИП может написать нотариально заверенную доверенность на внешнее управление – в этом случае заниматься делами его предприятия будет другой человек.

Если же получивший повестку предприниматель не успеет до отъезда посетить нотариуса, то доверенность на управление может заверить командир воинской части. Эта доверенность будет действовать так же, как и нотариально заверенная, и ее можно будет направить в налоговый орган почтой. Также у мобилизованного предпринимателя существует возможность перейти на «налог на профессиональный доход», если его деятельность соответствует условиям для самозанятых (к примеру, отсутствуют нанятые работники). В этом случае при отсутствии дохода от профессиональной деятельности налоги не начисляются.

Вопрос о страховых взносах в настоящий момент находится на стадии разработки, но уже определена возможность отсрочки платежей на год. Предприниматель может проверить, имеется ли у него такая возможность, на сайте налоговой инспекции (Налог.ру). Для этого, открыв сайт, на вкладке «сервисы и госуслуги» нужно выбрать пункт «меры поддержки» и далее – «проверка права на продление сроков платежей по УСН и страховым взносам». В соответствующее поле нужно будет ввести свой ИНН, после чего можно будет узнать, за какой период и на какой месяц будет перенесен срок уплаты страховых взносов. Срок переноса – год, поэтому, для примера, для страховых взносов за июль срок уплаты наступит 15 августа 2023 года. Если предпринимателя мобилизовали, то оснований для отказа в переносе сроков платежей не возникнет.

Что же касается всех вопросов по сдаче отчетности, а также по уплате налогов вовремя – налоговая инспекция рекомендует доверенным лицам мобилизованного (родственникам, друзьям) совершить эти платежи и сдать необходимую отчетность. Уплатить налоги за другого человека можно дистанционно, на сайте налоговой службы есть вкладка «платеж за третье лицо». При этом в соответствующее поле нужно будет ввести ИНН предпринимателя, за которого будет перечисляться налоговый платеж.

Если в связи с мобилизацией предприниматель не сможет выполнить какие-либо обязательства, взятые им на себя ранее в рамках осуществления профессиональной деятельности, то штрафные санкции применяться не будут, поскольку этот случай будет относиться к форс-мажорным обстоятельствам.

Держать отчетность в порядке полезно всегда

Потому что в этом случае возникающие проблемы решаются проще и быстрее. Специалисты Кингисеппского фонда поддержки предпринимательства порекомендовали зарегистрировавшимся в качестве индивидуальных предпринимателей проверить сведения о себе, содержащиеся в «Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства».  А также напомнили о том, что при возникновении каких-либо вопросов всегда готовы дать предпринимателям подробные консультации.

А. Петров

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях