Будущее искусственного интеллекта

Кингисеппский центр информационных технологий (ЦИТ) совместно со школой № 5 апробируют курс «Искусственный интеллект» (ИИ) и участвуют в «Уроке Цифры» на ту же тему.

Директор ЦИТ Г. А. Пинчук организовала две встречи с учащимися – участниками обоих проектов.

– ИT-рынок нуждается в молодых профессионалах, готовых решать актуальные задачи в быстро меняющемся мире, способных работать с передовыми технологиями, – говорит Галина Анатольевна. – Правительство РФ реализует мероприятия, направленные на увеличение числа ИТ-специалистов в России. Одним из них является федеральный проект «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика РФ». В 2021 году был создан учебно-методический комплекс по реализации в системе общего образования учебных курсов, направленных на изучение основ систем ИИ, который включает в себя пять крупных модулей, в том числе из примерных рабочих программ по ИИ и методических рекомендаций для педагогических работников.

В числе приоритетов проекта – подготовка квалифицированных кадров в сфере ИИ и создание образовательных программ в этой области. Сегодня искусственный интеллект – это основа развития практически всех отраслей экономики, поэтому представление о том, как технология работает и используется в решении прикладных задач, позволит обучающимся с успехом ориентироваться в возможностях современного мира.

Предложение поучаствовать в проекте в этом учебном году в основном было адресовано общеобразовательным школам, но в методических рекомендациях сформулирована возможность интеграции с дополнительным образованием или решение проекта за счет внеурочной деятельности. Поскольку ЦИТ тесно взаимодействует с КСОШ № 5 и здесь находится «Медиацентр», я предложила директору школы М. А. Фадеевой совместный проект в рамках сетевого взаимодействия. Курс рассчитан на учеников от начальных до старших классов. Так как нагрузка у учителей информатики очень большая, мы выбрали иной путь – подключили к обучению семиклассников педагога дополнительного образования ЦИТ И. В. Павлову, а для младших учеников использовали формат внеурочной деятельности, который взяли на себя учителя начальной школы В. Н. Марди, Е. Г. Ершова и О. А. Филипская. Все педагоги прошли обучение, предусмотренное проектом.

Встреча с семиклассниками. Планы на будущее

Как рассказала директор ЦИТ, в рамках всероссийского проекта «Урок Цифры» в период с 26 сентября по 23 октября проводится первый урок сезона 2022-2023 по теме «Искусственный интеллект в стартапах» для обучающихся 4-7-х классов. Материалы проекта рекомендованы педагогам для проведения уроков по информатике, физике и математике, для использования в рамках дополнительных кружков, классных часов, домашнего задания, а также родителям в целях эффективного времяпрепровождения с детьми.

Региональный урок, организованный Гатчинским центром непрерывного образования «ЦИТ» в дистанционном формате, в 5-й школе состоялся 3 октября (подключение осуществлялось с помощью отечественного сервиса видеоконференций «Jazz»). В уроке приняли участие семиклассники, занимающиеся в ЦИТ и в школе по программе ИИ под руководством учителя информатики КСОШ № 5 Н. В. Вишневецкой и И. В. Павловой.

«Искусственный интеллект – это система программ или аппаратных средств, способная имитировать интеллектуальную деятельность человека, то есть, мыслить и анализировать, – пояснила Ирина Валерьевна. – Сейчас эта тема очень востребована, так как за ИИ – будущее и в хозяйственной, и в социальной, и в интеллектуальной деятельности. Весь курс делится на три модуля: на первом даются основные понятия и прививается интерес к занятиям, второй модуль ориентирован на анализ данных, введение в машинное обучение, третий построен на углублении основ программирования, проектирования и реализации модели машинного обучения на языке программирования Python. С учащимися средней школы в первом полугодии мы изучаем азы информатики в свете ИИ, составляем таблицы данных, а во втором полугодии займемся языком Python. «Урок Цифры» показал, как реализовать стартап при помощи искусственного интеллекта, на виртуальном тренажере ребята смогли попробовать себя в качестве предпринимателей, а потом поучаствовали в викторине».

 Мы встретились с ребятами после занятия. Обратившись к учащимся, Галина Анатольевна подчеркнула важность предстоящего разговора: «Вы – первопроходцы, на которых курс «обкатывается», и от вас во многом зависит, будет ли он продолжаться и останется ли в школе как модуль уроков информатики, внеурочной деятельности или дополнительного образования. Поэтому для нас важны ваши впечатления о курсе «Искусственный интеллект» и об «Уроке Цифры», интересно ли вам то, чему вы здесь обучаетесь, и чем вы планируете заниматься в дальнейшем».

В «Медиацентре» присутствовали: Иван Беляев, Дарья Богданова, Михаил Иванов, Никита Кленницкий, Даниил Смыслов и Вадим Хитушко.

Дарья планирует в будущем заниматься арбитражем трафика, а на данный момент увлеченно составляет таблицы, так как они упорядочивают данные. Даша также ходит в художественную школу и увлекается компьютерной анимацией, поэтому Г. А. Пинчук пригласила ее в ЦИТ, в студию мультипликации «Кукуруза».

Даниил мечтает работать в крупной ИТ-компании и заниматься программированием для систем типа Android и iOS.

Вадиму на занятия искусственным интеллектом посоветовали пойти родители, так как он интересуется одновременно и новыми технологиями, и спортом, где таблицы данных также очень востребованы.

Никита любит узнавать новое и работать за компьютером. Он силен в английском и, возможно, станет переводчиком, а от занятий ИИ ожидает продуктивности.

Михаил интересуется автомобилями. О курсе он узнал от учителя математики. Миша рассказал о том, как на занятии с помощью формул составлялась аналитическая таблица гликемического индекса фруктов в программе Excel.

Иван заинтересовался курсом, так как уже пытался самостоятельно изучать языки программирования, но без больших успехов (а вот в английском уже преуспел). Он очень ждет начала занятий по языку Python и хочет в будущем писать приложения.

По поводу «Урока Цифры» ребята сошлись во мнении, что это было интересно и познавательно, а Дарья Богданова особо настаивала на том, что гораздо интереснее погружаться в сложный материал, потому что, проходя задание заново, начинаешь разбираться и получаешь моральное удовлетворение.

Завершая беседу с ребятами, Галина Анатольевна отметила: «Я тоже испытываю сегодня моральное удовлетворение от вашей заинтересованности в курсе ИИ и обязательно буду приглашать вас участвовать в олимпиадах и прочих мероприятиях в ЦИТ или Центр «Интеллект». Спасибо вам за серьезный подход!»

Встреча с начальной школой. Эмоции и фантазии

Третьеклассники 5-й школы занимаются в ЦИТ компьютерной анимацией. В этом году им предложили поучаствовать в программе ИИ. Их педагоги уже завершили соответствующее обучение и участвуют в апробации нового курса.

«Курс мы прошли успешно и теперь сможем преподать детям основные теоретические понятия искусственного интеллекта, где он применяется и в каких областях преобладает, – сообщила Валентина Николаевна Марди. – Ведь с ИИ мы работаем практически каждый день, а дети начинают общение с ним гораздо раньше взрослых».

«Изучение программирования – залог успешного будущего современных детей, – добавила Елена Геннадьевна Ершова. – Обучение искусственному интеллекту в начальной школе направлено на формирование представления о нем и на повышение информационной грамотности».

Обучение в пилотных классах началось с экскурсии в ЦИТ. Ребятам показали, как на учебных занятиях по робототехнике и аэромоделированию используются элементы ИИ, и как получаются из конструкторов механизмы, способные самостоятельно решать различные задачи. Дети погоняли футбольный мяч на поле, где их соперником был компьютер, попытались решить головоломки из магнитного конструктора и построить футуристичные архитектурные формы. И еще был экскурс в историю в музее информационных технологий, где для современных школьников тоже есть немало открытий.

На встрече с Г. А. Пинчук в «Медиацентре» присутствовали: Роман Екимов, Роман Лукин, Виктория Григорьева, Юлия Орищенко, Денис Буркот, Ульяна Панова, Тимофей Петров, Ульяна Бычек, Ксения Смирнова, Лолита Шепель, Иван Архипов, Милана Галиуллина.

Ребята выступали очень активно, взахлеб делились впечатлениями и подавали самые разнообразные идеи.

«Искусственный интеллект – это помощник, который нам помогает улучшать жизнь, – сказала Ксения. – На экскурсии я узнала, что бывают такие роботы, которые улучшают жизнь и помогают людям сохранять природу, убирать мусор и т.д».

Денис рассказал о том, как программируют и испытывают робота. Иван – об игре в футбол на интерактивном полу с виртуальным мячом. На обоих Романов и Юлию произвели впечатление квадрокоптеры, так как они используются для спасения заблудившихся людей, на пожарах и доставляют легкие грузы. «Стародавние» фотоаппараты и телефоны, калькуляторы и проекторы, грампластинки и проигрыватели в музее запомнились Виктории и Лолите.

«В мультстудии нам показывали, как создаются мультфильмы из пластилина и бумаги, как плоские, так и в 3D, – рассказала Милана. – Из пластилина намного легче, потому что бумага часто рвется, а из пластилина слепишь – и он будет долго служить».

Под конец встречи Галина Анатольевна предложила ребятам пофантазировать, как будет выглядеть ИИ в будущем. Школьники решили, что он будет объемным, машины смогут летать, дома станут намного выше, а люди – намного образованнее. Роботы будущего сами будут развозить пиццу заказчикам. А если человек будущего вдруг будет опаздывать, ему непременно придет посылка с сапогами-скороходами.

К фантазиям детей добавились и «хотелки» учителей: вот бы роботы сами вели уроки, проверяли контрольные и сдавали отчеты! Но увы, пока преобладает только слабый ИИ, который выполняет всего одну задачу.

Директор ЦИТ провела еще один интересный опрос: какими функциями будет обладать «телефон будущего»? Что тут началось! Оказывается, что в будущем телефон: будет «невидимый, и в воздухе будет записываться информация»; «как проектор, чтобы можно было вывести картинку и кому-то показать»; «более «крутой», чем сейчас, потому что прямо из экрана за секунду будут появляться заказы»; «сам будет прилетать, но без крыльев, и на любую марку телефона будет много красивых чехлов»; «во время звонка можно будет зайти в компьютер, а из экрана появится большая голова»; «прозрачный и стеклянный»; «как настоящий друг, выполняющий просьбы»; «сам будет заряжаться» или даже «с бесконечной зарядкой» или «от солнца». И самое главное – «его можно будет подключить к мозгу».

Мы надеемся встретиться с ребятами в конце учебного года, чтобы узнать, насколько они продвинулись в изучении искусственного интеллекта и как изменились их представления о светлом будущем искусственного интеллекта.

А. Ульянова

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях